Архитектура Иерусалима

Глава первая:
Как строились первые города

Архитектура Иерусалима

Дома в городе хананеев

На заре своей истории люди домов не строили, а жили в шатрах или пещерах. Постепенно они стали овладевать искусством строительства, но процесс этот растянулся на века. И овладели этим искусством далеко не все народы. Первыми строителями стали жители Востока. Библия повествует, что однажды древние архитекторы попытались построить из кирпичей Вавилонскую башню. Попытка обернулась неудачей, и тогда человечество поставило перед собой менее грандиозную, но более полезную задачу: строительство искусственного жилья. Люди занялись именно строительством, а не благоустройством пещер или шатров из овечьих шкур. Земля Израиля в те времена была заселена потомками Ханаана, внука библейского Ноя. Ее так и называли – Ханаан, а ее обитателей – хананеями. Один из сыновей Ханаана по имени Иевус пришел со своими родичами-иевусеями в место, где поверхность земли была сложена мягкими известняками. Здесь они нашли пригодные для жилья пещеры.

Со временем люди стали собирать и складывать камни, один над другим. Получалось что-то вроде стены. Но стена эта была непрочна и могла служить разве что загоном для скота. Но однажды над ямой, засыпанной мелкими кусками известняка, кто-то разжег костер. Чтобы погасить его, люди залили костер водой. Наутро они обнаружили, что кострище превратилось в прочную белую массу. Так у древних строителей появилась известь. Приготовив из нее жидкую кашицу, древние строители заполнили ею пустоты между камнями. Застывая, известковый раствор скрепил камни, и стена обрела прочность.

Во все времена людьми владела тяга к путешествиям. Однажды юные иевусейские охотники достигли берегов Иордана и были поражены обликом жилищ, в которых обитали их дальние родственники, потомки Гергеса и Евея (Книга Бытие 10,15-20), также ведущие свой род от Ханаана. Жилища их были построены из необожженных кирпичей, а стены обмазаны глиной. Удивительно, что в плане эти хижины были круглыми. Жители древнего Иерихона еще не изобрели прямой угол.

Вернувшись, юноши рассказали старейшинам о том, что видели. К берегам Иордана была отправлена экспедиция. Избегая прямых столкновений с местными жителями, иевусеи наполнили жирными иорданскими глинами плетеные корзины и привезли в горы материал, которым можно было обмазывать стены. Так появилась в истории древнего Иевуса первая глиняная штукатурка.

Строить круглые жилища из камней было неудобно. И тогда кому-то пришла в голову доселе невиданная в природе геометрическая фигура – прямоугольник. Расположив стены под прямым углом, древние люди построили первое подобие каменного дома. Но у этого дома еще не было крыши. В горах, окружавших древний поселок, произрастал лес. За время зимних ветров там скопилось немало бурелома. Притащив из леса поваленные стволы молодых деревьев, и очистив их от ветвей, древние люди научились возводить кровли. Поверх деревянных балок они укладывали ветошь, обмазанную жирной глиной. Под палящим летним солнцем глина засыхала, и зимой защищала дом от холода и дождей.

Одиноко стоящие жилища могли стать легкой добычей для врагов. Чтобы защитить себя, люди стали строить дома неподалеку друг от друга, а поселок окружили каменной стеной. Так появился город, который стали называть Иевусом, по имени родоначальника племени иевуситов.

Зачем понадобилось жителям древнего Иевуса такое строительство? Скорее всего, потому, что когда они жили в пещерах, то их поля и огороды были расположены слишком далеко от жилья. Вторая причина – быстрый рост численности племени, который привел к обыкновенному “жилищному кризису”. Мест в пещерах стало попросту не хватать на всех. А может древние люди решили, что настало время позаботиться и о личном комфорте?

До нас дошли остатки хананейских городов того периода. Это были небольшие поселки с каменными домами, обнесенные стеной. Собственно стена и придавала поселку статус города. Вокруг него располагались деревушки, жители которых занимались сельским хозяйством.

Город служил для них убежищем во время нашествий врага. В городах правили цари. Их жилища были чуть богаче и крупнее, чем жилища обычных горожан. Они одевались в цветные одежды, что по тем временам служило признаком власти и роскоши. В этой связи можно вспомнить историю с “разноцветными одеждами” юноши Иосифа, сына Иакова, которая вызвала такую зависть у его братьев (Книга Бытие, 37,23-24). Основную часть своего времени царь проводил у городских ворот, сидя на “троне” в окружении старейшин. К нему приходили за помощью в решении различных споров и тяжб. Там же он вершил свой суд. Царь являлся “по совместительству” еще и верховным жрецом своего народа. И служил как жрец языческим богам, которых у хананеев было немало. Главными богами, почитавшимися в Ханаане, были Эль, его жена Ашера и сын Ваал (ивр. – Бааль, “хозяин”, ”муж”).

Архитектура Иерусалима

Копия найденного в Тель-Араде древнего святилища (Музей Израиля)

Для служения богам жители Иевуса строили святилища. Как выглядели эти культовые сооружения именно в Иевусе, мы не знаем. Зато при раскопках в Тель-Араде археологи нашли древнее святилище. Это было небольшое помещение, расположенное в глубине прямоугольного здания, куда не проникали лучи солнца. В его углу стоял отполированный каменный столб-мацева. Такие столбы считались у жителей Ханаана олицетворением бога. Перед ним располагались столы для жертвоприношений. В долине Иордана, где почвы богаты жирными глинами, найдена керамическая “модель” храма. Древний скульптор изобразил на ней узор, ставший впоследствии основой волюты – спирали, украшавшей капители колонн в финикийских дворцах, а через несколько веков – капители ионического ордера.

Архитектура Иерусалима

Керамическая “модель” храма хананеев (Музей Израиля)

Характерной особенностью городов того периода было строительство жилых помещений, примыкавших к городским стенам, или же находящихся прямо внутри них. Так, в Библии говорится, что дом блудницы Рахав, укрывшей израильских лазутчиков в Иерихоне, “был в городской стене, и она жила в стене…” (Книга Иисуса Навина 2,15). Подобный тип жилищ можно увидеть и на раскопках древнего города в Тель-Араде.

Остатки городских ворот хананейского периода были найдены в Ашкелоне, а царского дворца – в Тель-Хацоре. Часть городской стены иевуситов и фортификационные сооружения, защищавшие источник Гихон, сохранились в Иерусалиме на территории археологического парка в Городе Давида. Сравнивая городскую застройку в хананейских городах: Хацоре, Иерихоне, Лахише или Дане, мы можем представить себе, как жили обитатели Иевуса – города, на месте которого царь Давид основал столицу своего царства.

Архитектура Иерусалима

Реконструкция дворца царя Явина. Хацор, XIII век до н. э.

Но не все ученые согласны с этим утверждением. Профессор археологии Тель-Авивского университета Исраэль Финкельштейн считает, что городских стен в то время попросту быть не могло! Вот как описывают города того времени И. Финкельштейн и его соавтор Н. А. Зильберман*. “Раскопки показали, что в этот период города Ханаана не были настоящими городами того типа, который известен нам из более поздней истории. Они были в основном административные крепостями для элиты (жилищем правителя, его семьи и его небольшой свиты чиновников) вместе с крестьянами, живущими разбросано в небольших деревнях по всей окрестности. Типичный город имел только дворец, храмовый комплекс, а также некоторые другие общественные здания – вероятно, резиденции для высокопоставленных чиновников, постоялые дворы и другие административные здания. Но никаких городских стен не было. Грозные ханаанские города, описанные в истории о завоевании, не были защищены укреплениями!”

Архитектура Иерусалима

Глиняный саркофаг XIV-XIII вв. до н. э. (Музей Израиля)

До нас не дошли свидетельства погребальных обрядов иевуситов. Однако, на основании археологических находок в других областях Ханаана, можно заключить, что жители Иевуса могли придерживаться похожих обычаев. Богатых хоронили в саркофагах, отдалено напоминавших знаменитые саркофаги египтян. Но в отличие от расписных деревянных саркофагов древнего Египта, хананеи лепили саркофаги из глины. Обычно в один саркофаг помещалось несколько тел умерших вместе с погребальными дарами: сосудами с едой, оружием, украшениями и статуэтками богов. Кроме саркофагов археологи нашли множество оссуариев – глиняных погребальных урн, куда складывали кости умерших. Можно предположить, что жители древнего Иевуса также хоронили умерших в каменных пещерах, прорубленных в мягком известняке.

Архитектура Иерусалима

Каменный оссуарий (Музей Эрец-Исраэль)

Захоронения совершались в непосредственной близости от поселений и часто – прямо под полом жилых домов. Видимо, подобное расположение могил было связано со стремлением жителей защитить свои погребения от возможного осквернения. Впоследствии евреи, завоевавшие Иевус в начале третьего тысячелетия до нашей эры, позаимствуют у жителей Иевуса этот тип захоронений.