Архитектура Иерусалима

Глава вторая:
Иерусалим в период Первого Храма

Архитектура Иерусалима

Типичный 4-х секционный “израильский” дом

Городское строительство

Вряд ли можно ожидать существенных изменений в градостроении после завоевания Иевуса царем Давидом и превращения его в столичный город Иерусалим. Дошедшие до наших дней памятники истории, в частности, “дом Ахиеля” в Городе Давида служат прекрасными образцами городской архитектуры того времени.

“Дом Ахиеля” – это остатки жилого дома, построенного в стиле, типичном для периода Первого Храма (Х-VI вв. до н. э.) . В этом доме был обнаружен глиняный осколок с именем “Ахиель”, что и дало название постройке. Рядом найдены остатки дома, где обнаружено множество древних глиняных печатей-булл. Дома в те времена строились с расчетом, что в них должна проживать большая семья. В центре находился открытый внутренний двор, огороженный с трех сторон каменными или деревянными столбами, поддерживающими кровлю. Для кровель использовалась деревянные балки из местных пород, покрытые ветошью, смешанной с глиной. В комнатах, окружавших двор в виде буквы “П”, располагались жилые помещения – спальня, столовая и кухня. Три комнаты находились под крышей, а во внутреннем дворе содержали скот, домашнюю птицу и проводили все хозяйственные работы. В домах имелись подвальные помещения для хранения продуктов, а крыша могла использоваться как площадка для отдыха.

Архитектура Иерусалима

“Дом Ахиеля” в Городе Давида

В богатых домах имелись пристройки второго этажа, куда можно было подняться по внутренним деревянным лестницам или же по внешним каменным ступеням. При раскопках в Городе Давида археологи обнаружили рядом с “домом Ахиэля” каменное сидение – унитаз, что свидетельствует о высокой культуре жилья во времена Первого Храма.

Архитектура Иерусалима

“Каменный унитаз в Городе Давида

Дома на крутых склонах Кедронского оврага и ущелья Тирапийон в древнем Иерусалиме располагались в виде ступеней-каскадов, когда крыша нижележащего дома находилась на уровне фундамента дома, находящегося над ним. Подобную застройку в современном Иерусалиме можно увидеть в арабском районе Силуам на западном склоне Кедрона. Именно такое расположение домов, над которыми возвышался дворец царя Давида, позволило царю наблюдать с крыши своего дома за тем, что происходило внизу (2 Царств 11,2-3):

“Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина”.

Архитектура Иерусалима

“Арабский район Силуам в Восточном Иерусалиме

Дворец и Храм

Могущество и богатство Израильского и Иудейского царств выразилось и в строительстве монументальных дворцов, храмов, общественных зданий и укреплений. Стиль этих построек был во многом заимствован из финикийской архитектуры. Превосходная каменная кладка сочеталась в нем с прекрасным орнаментом. В Музее Израиля хранятся найденные в Хацоре царские крепостные ворота, украшенные резными “финикийскими” капителями. Подобная же капитель обнаружена при раскопках в Городе Давида в Иерусалиме.

Архитектура Иерусалима

Царские крепостные ворота в Хацоре, IX век до нашей эры. Это правая половина двойных ворот, которые стояли у входа в крепость Хацор во времена царя Ахава. Построены из высеченных блоков и украшены двумя резными финикийскими капителями, которые поддерживают массивную перемычку.

Особое место в древнем Иерусалиме занимали царский дворец и Храм, построенные царем Соломоном. Однако, дворцовые и храмовые постройки того периода относятся скорее к области библейских преданий, чем к архитектурным памятникам, о которых мы можем сказать что-либо определенное. Археологи не нашли ничего, что могло бы помочь восстановить облик этих зданий. А в библейских описаниях содержится далеко не полная информация. И вот что любопытно: Библия ничего не говорит ни о месте, на котором был построен Храм, ни о начале строительных работ. В ней довольно подробно описано внутреннее устройство храмовых помещений, но нет подробного отчета о первых этапах строительства. Это дало основание некоторым ученым* считать, что царь Соломон не строил новый храм, а перестраивал уже существующий “Дом Господень”, в котором некогда молился его отец (2 Царств 12,20):

“Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился”.

Вряд ли здесь идет речь о том шатре, где находился Ковчег Завета. Давид не мог молиться там, куда имели доступ лишь служители-коэны, потомки первосвященника Аарона. Да и “Дом Господень” был построен не Давидом. Возможно, Библия повествует о старом языческом святилище, стоявшем на гумне, ранее принадлежавшем некоему Орне-иевусеянину, где приносились хлебные жертвы в благодарность богам за хороший урожай. Давид же, “по слову [пророка] Гада” построил там лишь жертвенник (2 Царств 24,18-25).

Архитектура Иерусалима

Реконструкция Храма Соломона в соответствии с иудейской традицией

Ряд исследователей считает, что “Дом Господень” мог быть частью крепостного сооружения иевусеев, называемого LSS (Large Stonе Structure – широкая каменная структура) которое Давид в начале своего правления в Иерусалиме использовал в качестве царского дворца.

Архитектура Иерусалима

Фрагмент Large Stonе Structure – участка раскопок в Городе Давида

В библейском рассказе о строительстве (или перестройке) Храма, говорится о вытянутом в длину трехчастном сооружении, включающем притвор, собственно Храм и Святое Святых – двир. Если принять, что древняя мера локоть примерно соответствует 0.5 м, то Храм был 30 м (60 локтей) в длину, 10 м (20 локтей) в ширину и 15 м (30 локтей) в высоту (3 Царств 6:2).

Одним словом – размеры не из ряда вон выходящие! Храм Соломона был довольно скромным строением и соответствовал широко распространенному архитектурному типу, который был в те времена хорошо известен на Востоке. Известно, что Храм строили не евреи, а рабочие из Финикии, которых Хирам, правитель Тира, прислал в Иерусалима. В третьем тысячелетии до н. э. подобные храмовые постройки были также известны в северо-восточной Греции, в Фессалии и на территориии современной Турции (Троя).

Главной особенностью Храма Соломона были не его размеры, а то, что вместо изображений богов,в центре религиозного почитания находился совершенно иной символ – Шехина, божественное присутствие в помещении Святого Святых. И там же находилась древняя святыня – Ковчег, в котором хранились каменные скрижали, которые Моисей принес народу Израиля в синайской пустыне.