Архитектура Иерусалима

Глава третья:
Ковчег Завета

Архитектура Иерусалима

Ковчег Завета

История Первого Храма неразрывно связана с библейским легендами о самой загадочной святыне иудеев – Ковчеге Завета. На крышке его сидели два херувима. В облаке, которое подымалось над ними во время воскурения благовоний, Бог Израилев являл Себя первосвященнику. Ковчег обладал великой силой и был весьма “своенравным”. Впервые грозный нрав его проявился, когда сыновья первосвященника Аарона принесли в скинию “чуждый огонь” (Книга Левит, 10,1,2):

“Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним”.

Библия рассказывает и о том, как однажды Ковчег Завета без всякой посторонней помощи отправился в путешествие и “обошел” стены Иерихона перед тем, как воины Иисуса Навина разрушили их звуками своих труб (Иисус Навин, 6:10).

Прошли годы. Народ Израиля расселился на Земле обетованной, и каждое из двенадцати его колен жило обособленно. Но евреи постоянно “творили зло в очах Господа”. Этим злом было нарушение первой и главнейшей из заповедей– веры в Единого Бога. Жившие по соседству народы привносили в жизнь евреев свои языческие культы, и народ Израиля постепенно стал поклоняться каменным идолам. За это Всевышний наказывал их вражескими набегами, грабежами и прочими бедствиями.

Однажды, а было это более трех тысяч лет назад, на евреев напали их давние враги-филистимляне. Ковчег Завета в это время находился в Силоме (ивр. – Шило). По древнему обычаю левиты вынесли его из Дома Господня, чтобы он сопровождал войско израильтян. Но битва была проиграна (1 Царств, 5,1):

Могущество и богатство Израильского и Иудейского царств выразилось и в строительстве монументальных дворцов, храмов, общественных зданий и укреплений. Стиль этих построек был во многом заимствован из финикийской архитектуры. Превосходная каменная кладка сочеталась в нем с прекрасным орнаментом. В Музее Израиля хранятся найденные в Хацоре царские крепостные ворота, украшенные резными “финикийскими” капителями. Подобная же капитель обнаружена при раскопках в Городе Давида в Иерусалиме.

“... филистимляне взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот”.

Интересно, что филистимляне воспринимали Ковчег как некий предмет языческого культа, наравне с их каменными идолами. Поэтому неудивительно, что Ковчег был помещен ими в храм бога Дагона. Такое соседство пришлось Ковчегу не по душе, и вскоре каменный идол был найден лежащим ниц на земле, с отрубленной головой и обеими руками. Расправившись с Дагоном, Ковчег стал поражать филистимлян (1 Царств, 5,6):

“... и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его”.

Город Азот (ивр. – Ашдод) находился на побережье Средиземного моря, что по древним меркам было довольно далеко от Силома. Поэтому жители Азота, вместо того, чтобы вернуть Ковчег его законным владельцам, решили отправить его сначала в Геф, а оттуда – в Аскалон (ивр. – Ашкелон). Как и следовало ожидать, мстительный Ковчег поразил первыми жителей Гефа, а затем принялся и за аскалонян. Тогда неразумные филистимляне решили умилостивить еврейского Бога, и принести ему жертву (1 Царств, 6,4):

“по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых…” .

Затем они впрягли в колесницу двух телиц, поставили на нее Ковчег со своими золотыми дарами и отправили его в путь. Коровы, успешно управляемые Ковчегом, пошли по дороге к Вефсамису (ивр. – Бейт-Шемеш). Там Ковчег был торжественно встречен левитами, которые осторожно сняли его с повозки, а коров принесли в жертву всесожжения. Казалось бы, что все беды уже позади, но не тут-то было! Жители Вифсамиса и окрестных мест оказались не в меру любопытными. Забыв про древние запреты, эти согрешившие перед Богом полуевреи-полуязычники, решили выяснить, а что же находится там, под крышкой Ковчега? И сказано в Библии (1 Царств, 6,9), что поразил Бог ...

“... жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим”.

Подумать только: население целого округа, 57 070 человек были убиты не без участия Ковчега! Можно предположить, что их дома и земли были тут же аннексированы филистимлянами в качестве “компенсации” за причиненные им неудобства. Но Библия ничего не говорит нам об этом. Теперь уже евреи призадумались о том, что же им делать с этой своенравной реликвией? И посовещавшись, решили отправить ее к соседям в Кирияф-Иарим (ивр. – Кирьят-Яарим). Там Ковчег простоял еще два десятилетия. Пришло время, и царь Давид решает перенести Ковчег в место, где ему предстояло простоять несколько веков – в Иерусалим. Но и в этот раз не обошлось без трагедий: “своенравный” Ковчег поразил некоего Озу (1 Паралипоменон, 13,9), когда тот ...

“... простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его”.

И перед тем, как навсегда исчезнуть, Ковчег Завета совершает свое последнее путешествие в таинственную пещеру, где он, как считают наши мудрецы, и пребывает до сего дня. Произошло это в 6 веке до нашей эры, незадолго до разрушения первого Иерусалимского Храма войсками вавилонского царя Навуходоносора. Вопреки ожиданиям, своенравный Ковчег подчинился приказу пророка Иеремии, оставив, однако, за собой право передвигаться без посторонней помощи (2 Книга Маккавейская 2,4-6):

”Было также в писании, что сей пророк [Иеремия], по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его”.

Показательно, что современная наука воспринимает все эти мифические похождения Ковчега как отражение религиозной и политической вражды между народностями, населявшими Страну Израиля. Как отмечает в своей книге проф. И. Липовский, когда Ковчег Завета навлек на филистимлян эпидемии и нашествие мышей, то отдают они его не прежним хозяевам – левитам из северных племен, а их соперникам – священникам из южных колен. Напрашивается предположение, что это было сделано умышленно, чтобы поссорить две группы священнослужителей и обострить отношения между Израилем и Иудеей.

Жители Бейт-Шемеша не могли удержать Ковчег, поскольку не имели соответствующего религиозного центра для его хранения, поэтому обратились за помощью к другому иудейскому городу – Кирьят-Яариму.

Почему же они не вернули Ковчег туда, где он простоял более трез с половиной столетий – в “Дом Господень” в Шило? И почему Давиду понадобилось целое войско, чтобы забрать его из Кирьят-Яарима и перевезти в Иерусалим (2 Царств, 6,1-2)?

“И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч.И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина (Баалей-Иеуда – прим. наше), чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах”.

Вероятно, намерение царя увезти Ковчег с территории северных колен, вызвало не только противодействие левитов северных колен, но и волнения среди местного населения. Северные колена не желали расставаться со святыней, которую они считали своей. В намерении царя они видели ущемление своих интересов и попытку южных колен господствовать над ними. Но избежать столкновений все равно не удалось. Видимо, среди погибших был не только руководитель этой операции Оза, сын преданного Давиду Аминодава, но и множество рядовых исполнителей, иначе Давид не отложил бы доставку Ковчега в Иерусалим (2 Царств 6,9-10):

“И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина”.

Только через три месяца, когда народ успокоился, Давиду, щедро раздававшему местным жителям дары и угощения, удалось перенести Ковчег в Иерусалим.