Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Исследованием истории и археологии Иерусалима времен Иисуса посвящено огромное количество работ. Эта тема всегда интересовала библейских исследователей, среди которых были как христианские священнослужители, так и вполне "светские" ученые. Исследования эти продолжаются и по сей день.

И они еще очень далеки от полноты. Приходится признать, что мы еще очень мало знаем о Иерусалиме того периода, когда в него пришло учение, ставшее впоследствии основой культуры для всей европейской цивилизации.

И тем не менее, многие открытия библейских археологов в последние несколько десятилетий существенным образом изменили наши представления о местах, где происходили события последних дней пребывания Иисуса в Иерусалиме.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

1. Елеонская гора

Это место почитается христианами в связи с двумя важными евангельскими историями: отсюда начинается торжественный въезд Иисуса в Иерусалим, и здесь же, по преданию, Он вознесся на небо.

Горный кряж в восточной части Иерусалима, в который входит холм, известный как Елеонская, или Масличная гора, явяется естественным водоразделом между приморской низменностью на западе и Иудейской пустыней на востоке. Самая высокая его точка находится примерно на высоте 800 метров над уровнем моря. Отсюда открывается прекрасный вид с одной стороны на Иерусалим, а с другой – на холмы Иеудейской пустыни и Мертвое море. Иудейская пустыня и дорога, поднимающаяся от долины Иордана в Иерусалим во все века были местом, откуда шли в Иерусалим многочисленные паломники.

Холмы пустыни служили укрытием для жителей города во времена нашествий неприятельских войск.

В начале 1-го века нашей эры на территории Елеонской горы существовало одно или два небольших поселения, жители которых занимались разведением олив и производством оливкового масла. Склоны горы, обращенные на запад, к Иерусалиму, были покрыты садами масличных деревьев. В мягких известняках, слагавших горный кряж, находилось большое количество естественных пещер, которые, при наличии источников пресной воды, могли использоваться как маслодавильные цеха, которые местные жители называли "Гат шеманим". Один из таких цехов-поселков известен в христианской традиции под искаженным греческим названием Гефсимания.

Рядом с такими поселками раскидывали свои шатры паломники, прибывавших в дни праздненств целыми семьями в Иерусалим на торжественные богослужения в Храме. Апостольская община, пришедшая месте с Учителем в Иерусалим из Заиорданья, вполне могла расположиться лагерем в окрестностях Елеонской горы. Сам же Иисус, согласно Евангелиям, останавливался в доме Лазаря, Марфы и Марии, в поселке Вифания ("Бет Ани" – дом бедняков) , расположенном в нескольких километрах к юго востоку от Гефсимании.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Отсюда, из этих мест и начинается торжественный въезд Иисуса в Иерусалим в первый день Страстной Недели. Поселок Виффагия ("Бет Паги" – дом смокв) является местом, где Иисус садится на ослика и под восторженные крики толпы: "Осанна!" ("Хошиа на!" – "Спаси, Господи!") въезжает в Иерусалим.

Мы еще вернемся на Елионскую гору в связи с событиями, известными как Вознесение. А пока – отправимся вслед за ликующей толпой, сопровождавшей Иисуса на пути к городским воротам. И здесь нас будет интересовать вопрос: к каким именно?

2. Въезд в Иерусалим

Христианские богословы, желая освятить въезд Иисуса в Иерусалим и связать его с библейскими пророчествами о приходе Мессии, говорят, что Он торжественно въехал на ослике прямо в иерусалимский Храм. Сами Евангелия и историческая реальность опровергают эти домыслы. Иисус не мог въехать в Храм на осле, это противоречило всем правилам и обычаям того времени. Скорее всего, въезд в Иерусалим состоялся через ворота Нижнего города, располагавшиеся поблизости от Силоамского бассейна.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Так выглядит сегодня тот участок древнего Иерусалима, где находились ворота, ведущие к Силоамскому бассейну. Верхняя часть территории отведена под национальный археологический заповедник "Город Давида". Остальная территория застроена арабскими домами. Улица, проходящая по дну Кедронского оврага, была когда-то дорогой, по которой паломники спускались с Елеонской горы в город. С обеих сторон от угла были ворота, называемые "Мусорными", через них вывозили в овраг городской мусор, и "Фонтановые", через которые, скорее всего Иисус и въехал в Иерусалим.

Евангелия говорят о "множестве народа", которые следовали за Иисусом во время Его въезда в Иерусалим. Можно себе представить дорогу, по которой движутся в город сотни, а то и тысячи людей, чтобы совершить омовение и подняться в Храм. Среди этих толп – горстка учеников во главе с Иисусом, едущим на ослике. Вряд ли это могло привлечь внимание храмовой стражи и римских легионеров, следивших за порядком в городе накануне Пасхи (Песаха).

Однако последующие за въездом события уже не могли остаться незамеченными властями: Иисус учиняет расправу над торговцами и менялами на площади перед Храмом. Это еще более укрепило простых людей в мысли, что перед ними тот самый Мессия, Христос, Царь Иудейский, которого так давно ждал народ Израиля, чтобы расправиться с ненавистными угнетателями-римлянами, правившими в Иудее, а также местными богачами и духовенством.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Раскопки городской улицы, проходившей вдоль храмовой стены. К улице примыкала площадь, где располагались торговые ряды. Остатки этих построек хорошо видны в левой части фото.

Именно здесь, а не на территории самого Храма, сидели торговцы голубями и мелким скотом, и менялы, обменивавшие по "грабительскому курсу" римские монеты с изображением Цезаря на храмовые деньги. Иисус изгоняет их с этого места со словами: "дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников." (Мат 21:13).

3. Чудеса исцелений

В Иерусалиме во времена Иисуса было несколько больших городских бассейнов, о которых мы уже писали в Главе 2. Два из них использовались паломниками для ритуальных омовений: это бассейн Вифезда в северной части города, в районе современных Львиных ворот, и Силоамский бассейн на юге. Естественно предположить, что Иисус не случайно избрал оба этих места для исцелений, поскольку в дни праздненств там собирались сотни паломников. Кроме того, бассейн Вифезда славился своими целебными водами.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин 5:2-4)

Народная молва приписывала чудесные исцеления в Вифезде "ангелу господню", но, скорее всего, что ангел этот покинул город после разрушения иерусалимского Храма, а лечебные свойства вод Вифезды продолжали существовать и во времена византийского правления. И византийские летописцы отмечали, что воды эти имели красноватый оттенок.

Археологи обнаружили, что бассейны Вифезды сообщались между собой с помощью системы туннелей и шлюзов, прорубленных в скале. В расселинах скалы были найдены вкрапления краснозема, который попадая в воду, придавал ей красноватый оттенок.

Бассейны во времена Иисуса использовались, в основном, для ритуальных омовений, и это требовало периодического обновления воды в купальне. В те времена шлюзы закрывались большими каменными затычками, которые двигали с помощью специальных приспособлений. Когда шлюз открывали, чтобы наполнить купальню свежей водой, она, прорываясь через узкое отверстие, бурлила и пенилась. Именно в этот момент, как считалось, и нужно было войти в купальню, чтобы исцелиться.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Каменный шлюз бассейна Струтион в монастыре "Сестер Сиона".

4. Иисус в Храме

В Евангелиях неоднократно говорится о проповедях Иисуса в Храме и о его спорах со служителями Закона. Где же именно в Храме мог бывать Иисус? Территория Храма была разделена на несколько зон, и для различных групп населения существовали строгие ограничения доступа к каждой из них. Сама площадка, именуемая сегодня Храмовой горой, была открыта для посещений всем желающим. Но в сам храмовый комплекс, в его первый внутренний двор, назваемый "женским" доступ неевреям был запрещен под страхом смерти. Пройти внутрь следующего храмового двора, где находился главный жертвенник, имели право только мужчины-иудеи, прошедшие ритуальное очищение. Следовательно, Иисус и Его ученики могли присутствовать там при храмовых жертвоприношениях и видеть издали внутреннее убранство Храма.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

... И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? (Мк 11:27,28)

Внутри "женского двора", в одной из пристроек, находилась касса для пожертвований, которые приносили паломники. Здесь Иисус наблюдал за вдовой, принесшей в Храм две лепты (самая мелкая монета тех времен).

И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. (Мк 12:41-44)

Во внешем дворе храмового комплекса, называемом "двором язычников", Иисус спасает согрешившую женщину от побиения ее камнями.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Мусульманские святыни на Храмовой горе стоят сегодня в тех местах, где 2000 лет назад проповедовал Иисус.

5. Тайная Вечеря

У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь.

Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками? Евангелист Лука пишет:

Он сказал им [ученикам]: "Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он". (Лк 22:10)

Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятам подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.

Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, по-видимому, там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.

Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи - представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма. Ессеи были наиболее близки по своим религиозным воззрениям к учению Иисуса, и именно в их среде находилось больше всего людей, сочувствующих и поддерживающих Христа.

Есть еще одна существенная деталь, на которую обращает внимание Баргил Пикснер: мужчины в те времена за водой не ходили, этим занимались женщины. Значит, в доме, где проходила Тайная Вечеря не было женщин! Такое могло произойти только в среде ессеев, которые давали обет безбрачия.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

На южном склоне Сионской горы Баргил Пикснер обнаружил остатки городских ворот древнего Иерусалима – "ворота ессеев". Именно там ученики могли встретить слугу с кувшином: рядом с воротами проходил акведук.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Ворота, веущие в квартал, где жили ессеи, находились рядом с акведуком. И назывались они в то время "воротами ессеев". Их упоминает в своей книге Иосиф Флавий.

Еще одна существенная деталь указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов.

Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. (Деян 2:29)

Слово "гроб" не должно смущать нас. Более понятным было бы употребление слова "могила" или "гробница". И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. Если верить Петру, то место последней трапезы Иисуса с апостолами находилось рядом с ним. Иосиф Флавий пишет, что могила царя Давида и его сына Соломона действительно существовала в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Могилв Давида в древнем Иерусалиме.

Богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.

Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором – выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден "Приората Сиона" (тот самый, о котором написано у Дэна Брауна в "Коде Да Винчи") был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.

Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у "Рогов Хиттина", они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину (Саладину). Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, в прошлом – коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.

Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили, как это было принято во все времена в изгнании, заняться устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть "пониже рангом", но тоже "неплохую". С той поры на Сионской горе на этом месте евреи возносят молитвы Предвечному.

Но в 14-м веке мусульмане решают продать это место францисканцам, а те пытаются изгнать оттуда евреев. Тяжба и споры длятся почти два столетия, пока Иерусалим не завовевали турки.

Жалобы евреев и протесты францисканских монахов турки решили по-своему. Они "постановили", что Давид - это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили евреев права поклоняться праху великого царя, а заодно отобрали у францисканцев "Горницу Тайной Вечери", которую перестроили под мечеть. Остатки мусульманских построек (михраб, витражи, настенные надписи и др.) до сих пор сохранились.

Статус-кво был восстановлен только в 1948 году, с образованием государства Израиль. Здание перешло в собственность государства, верхнюю залу открыли для посещения всеми христианскими конфессиями, а внизу, на месте, где когда-то крестоносцы установили каменный саркофаг – "могилу" царя Давида – вновь открылась синагога.

Насколько место сегодняшней "Горницы Тайной Вечери" соответствует евангельскому повествованию – сказать трудно. Если принять, что могила царя Давида действительно находилась в древности в этой части города, то можно представить, что где-то поблизости, глубоко под землей покоятся остатки дома, в котором Иисус и апостолы собрались в последнюю ночь перед арестом Учителя. Во всяком случае, именно сюда ее поместил профессор Михаэль Ави-Йона на знаменитом макете иродианского Иерусалима.

Как могло случиться, что вопреки иудейской традиции, могила оказалась в центре жилых кварталов города? Ведь во все времена евреи хоронили умерших за пределами городской черты?

Дело в том, что во времена Давида и Соломона на месте, известном сегодня как Сионская гора, никаких построек не было. А вершина высокого холма, возвышавшегося с запада над древним Иерусалимом, как нельзя лучше подходила для захоронения останков великого царя. Во времена войн северного Израильского царства с ассирийцами в 8 веке до н.э., многие богатые граждане бежали в Иерусалим. Они начали строить свои дома вблизи этого холма. Так появился район, названный в древности Верхним городом, на окраине которого и оказался мавзолей царя Давида.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Зала на Сионской горе с остатками построек времен крестоносцев (12 в.) и турок (16-17 вв.) , которую показывают туристам и паломникам как "Горницу Тайной Вечери".

6. Гефсиманский сад

Поздно ночью Иисус с учениками выходит из Горницы Тайной Вечери и направляется в Гефсиманский сад. Все четыре Евангелия упоминают это место. Лука называет его горой Елеонской, не уточняя, где именно оно расположено. Евангелисты Матфей и Марк дают точное название селения – Гефсимания. Иоанн пишет, что там находился сад.

Иисус оставляет троих Своих учеников, Петра и братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова в пещере, а сам уходит молиться "на вержение камня".


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Камень, на котором молился Иисус в Гефсиманской церкви Агонии.

Ученики уснули после праздничной трапезы. Иисус трижды пытается разбудить их, но тщетно...


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Пещера, в которой спали ученики, пока Иисус молился. Гефсиманский грот.

В это время Иуда приводит отряд стражников – "множество народа с мечами и кольями" (Мк. 14:43). Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк 22:48)

Неожиданно Петр, достал свой меч и отрубил им ухо стражнику. Интересно, откуда у Петра взялся этот меч? Для галилеянина, чужестранца, прийти в Иерусалим с оружием было равносильно самоубийству. Со словами "Оставьте, довольно!" Иисус коснулся уха и излечил стражника, но Его самого связали и повели в дом первосвященника. И когда все ученики трусливо разбежались, один лишь Петр издали следовал за Ним.

7. Допрос в доме первосвященника

Церковь св. Петра ("Галликанту").


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. (Мф 26:33,34)

Евангелия ничего не говорят о месте, где происходил первый допрос, где находились дом, в которых жили первосвященник Анна (Ханан) и его зять Каиафа и каким путем стража вела связанного Иисуса на допрос?

В то время из Кедронского оврага попасть в Иерусалим можно было тремя путями:
1) через территорию Храма
2) через "Мусорные" ворота,
3) через "ворота Ессеев", наиболее отдаленные от места событий.

Каждый из этих путей вполне вероятен, и в каждом случае можно найти свои "за" и "против".

Проход через территорию Храма был наименее вероятен. В канун Песаха (Пасхи) в Храме шли серьезные приготовления и, скорее всего, что на его территорию вход был попросту закрыт.

Если следовать вторым путем, то процессии пришлось бы пройти по городским улицам, что, скорее всего, тоже было нежелательно. В городе оставалось немало приверженцев учения Иисуса, и могли возникнуть беспорядки.

Профессор Н.К.Макавейский (1864-1919), исследовавший топографию евангельского Иерусалима и его окрестностей, писал: "… гораздо вероятнее, что, заботясь о сокращении времени, она [стража] обошла и южную часть города и вошла в него только у юго-западного угла, где были тогда ворота Ессеев. Такой путь тем естественнее предположить, что именно здесь, как раз у ворот, в юго-западной части города, были расположены и жилища обоих первосвященников".

Кроме того, обратим внимание на тот факт, что у воинов и храмовой стражи были "фонари и светильники", хотя в ночь перед Пасхой на небе светила полная луна. Значит, кто-то позаботился и о том, что придется идти вдоль каменистых склонов оврага, и факелы тут могли оказаться совсем не лишними. Таким образом, путь Его пленения шел, скорее всего, из Гефсиманского сада влево, через Кедронский овраг к юго-восточному углу нынешней городской стены, и далее вниз, к месту, где во времена Иисуса находилась "Силоамская купель".

Свернув вправо в самой южной точке древнего города, в том месте, где с востока на запад простирается овраг Геенном, процессия проследовала далее к "воротам Ессеев", а оттуда вверх по лестнице – к дому Ханана, где происходит первый допрос, а оттуда – к дому Каиафы.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Двор церкви св. Петра. Стражники ведут Иисуса на допрос в дом первосвященника.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Двор церкви св. Петра. Остатки древней лестницы, соединявшей Верхний город с Нижним.

Возможно, что профессор Макавейский знал о существовании археологических находок на территории монастыря св. Петра в "Галликанту". Главной из них считается древняя лестница, соединявшая Верхний город с Нижним, построенная, скорее всего, во 2-м или 1-м веке до н.э.. Именно эту лестницу местная традиция связывает с дорогой, которой Иисус и апостолы шли в Гефсиманский сад, и по которой стражники привели Его на допрос к первосвященнику.

А слева от нее, если стать у основания лестницы, под церковью св. Петра – остатки подземелий богатого иерусалимского дома или даже дворца.

Среди раскопок на территории монастыря обращает на себя внимание довольно большая водная цистерна, что служит доказательством того, что на этом месте находился дом или даже дворец с большим количеством обитателей.

Вторым важным аргументом, свидетельствующим в пользу гипотезы о нахождении здесь дома-дворца, являются многочисленные подвальные помещения – погреба для хранения продуктов. Они находятся внутри самой церкви, и их размеры также весьма впечатляют: это настоящие подземные галереи! Но одним из наиболее важным доказательств служит наличие здесь подземной камеры, которая вполне могла использоваться как карцер или даже тюрьма. Место также считается одной из важнейших археологических находок монахов-ассумпционистов, которые приобрели эту территорию в конце 19-го века. К своей великой радости, в ходе раскопок они обнаружили на территории монастыря остатки византийских построек 5 века и церкви крестноносцев 12 века, что и убедило их в том, что место это издавна почиталось как святое.

Принято считать, что на этом месте во времена Иисуса находился дворец, и в нем имелась тюрьма. Мог ли любой богатый житель Иерусалима иметь в своем доме тюрьму, или же это являлось прерогативой "власть имущих"? Историки придерживаются второй версии. Тюрьма в обычном доме – это самосуд, произвол, что противоречило законам, по которым жили иудеи в то время. А вот первосвященник и его "правая рука" - начальник храмовой стражи вполне имели права и власть бросать провинившихся в темницу.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

"Тюрьма Иисуса" в церкви св. Петра.

Рядом с тюрьмой монахи установили стол для зажигания свечей и скульптуру Божественного Узника (Servus Domini) – заключенного в тюрьму Иисуса со связанными руками.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Скульптура "Божественный узник" в церкви св. Петра.

8. Суд Пилата

В Евангелии от Иоанна (Ин 18:28) точно указано место, куда повели Иисуса из дома Каиафы – в преторию. В Римской империи, преторием называли административное здание, присутственное место, центральную площадь, где происходили суды, оглашались указы. Там же могли находиться казармы и тюрьма. Библейские историки однозначно считают местом претория дворец Ирода Великого, который во времена римского правления становится иерусалимской резиденцией прокураторов.

Известно, что римские наместники большую часть времени проводили в Кейсарии – городе, построенном Иродом Великим в чисто римском стиле. В Иерусалиме они появлялись во время праздненств, когда сама обстановка в городе требовала присутствия высшей власти. Наилучшим местом для резиденции наместника был дворец Ирода. Это великолепная постройка, состоящая из двух "крыльев", соединенных между собой большим двором, с мозаичным полом и фонтанами, ограниченном с обеих сторон рядами крытых колонн, использовалась как жилое помещение, где располагался наместник со своими домочадцами и личной охраной. С северной части, в одной из трех сторожевых башен, о которых мы уже писали в гл. 2, располагался небольшой гарнизон, сопровождавший наместника в его поездках из Кейсарии в Иерусалим.

С запада дворец был ограничен двойной стеной, в которой имелись ворота, выходившие на дорогу, проложенную вдоль городских стен. Ворота были достаточно широкими и перед ними располагалась небольшая площадка с помостом, на которую ставили судейское кресло наместника. Согласно обычаям того времени, иудеи избегали посещать дома римлян. Иоанн пишет, что, приведя Иисуса к Пилату, "они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться" (Ин 18:28). Поэтому прокуратор вынужден был производить суд снаружи, а не внутри претория. Это согласуется и с эпизодом, когда Пилат на время покинул судебную площадь, "вошел в преторию, и призвал Иисуса" (Ин 18:33).

Библейский археолог Шимон Гибсон нашел остатки городских ворот на участке, прилегающем к западной стене Старого города. Именно в этом месте, а не в крепости Антонии, как это принято считать в католической традиции, и происходил суд, на котором Понтий Пилат приговаривает Иисуса к распятию на кресте – самому позорному виду римской казни.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Участок стены, где были обнаружены остатки древних ворот, ведущих от территории дворца Ирода Великого к западному выходу из города. Шимон Гиббсон считает, что именно здесь находилось место, известное как евангельский Лифостротон, или Гавваффа (Ин 19:13)

9. Путь на Голгофу

В сегодняшнем Иерусалиме он известен как Виа Долороза ("Путь Скорби"), или Крестный Путь – дорога, по которой римляне вели Иисуса к месту казни. Большинство туристов и паломников стремятся увидеть эту легендарную улицу Старого города, даже не подозревая, что она не имеет никакого отношения к реальным событиям жизни Иисуса.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Внутри часовни на 3-й остановке Крестного Пути ("Виа Долороса")

Традиция эта возникла в 13-14 м веках, когда христианские паломники приходили в город, который еще недавно был столицей королевства крестоносцев. Мы не можем обвинять странствующих монахов в незнании того, что стало известно археологам лишь в последние десятилетия. Пилигриммы освящали места, которые, как им казалось, были связаны с последними событиями жизни Иисуса. Некоторые из них даже не упомянуты в Евангелиях, как, например, падения Иисуса, Его встреча с Матерью и со святой Вероникой.

Отправной точкой, откуда по традиции начинался Крестный Путь, средневековые монахи назначили крепость Антония. Вернее, место, где она когда-то стояла. Монахи считали, что именно там находился преторий, где Пилат приговаривает Иисуса к смерти на Кресте.

Желание воссоздать евангельские события, обильно приукрасив их подробностями, характерно для последователей Франциска Ассизского и всей католической церкви средневековья. Лишенная возможности свободно посещать иерусалимские святыни, католическая церковь "воссоздает" святые места у себя дома, в Европе. Так рождается традиция, впоследствии освященная и узаконенная Ватиканом. Сегодня во всех католических храмах мира вы увидите картины или барельефы, отмечающие 14 остановок Крестного пути: 1 – Суд Пилата
2 – Бичевание и Возложение Креста
3 – первое Падение
4 – Встреча Иисуса с Матерью
5 – Симон Киринеянин помогает Иисусу нести Крест
6 – дом св. Вероники
7 – второе Падение
8 – Оплакивание женщин Иерусалима
9 – третье Падение Иисуса
10 – деление Одежд
11 – прибитие к Кресту
12 – Смерть на Кресте
13 – снятие с Креста
14 – положение во Гроб

Понятно, что христиане, воспитанные в католической традиции и с детства привыкшие видеть эти изображения в храмах у себя на родине, относятся к улице Виа Долороза с особым религиозным трепетом. Дважды в неделю здесь проходит "крестный ход": верующие несут деревянный крест от второй остановки, известной в Иерусалиме как "дворик Пилата" к Храму Гроба Господня.

Православная и реформистская церковь эту традицию не приемлют, более того, открыто выступают с ее осуждением, считая, что к Виа Долороза можно относиться как к памятнику истории и не более.

Желание "освятить" каждый клочок земли на этой легендарной улице присуще не только католикам. Между второй и третьей остановками Скорбного Пути можно увидеть греческий монастырь с вывеской: "Темница Иисуса". Спустившись на несколько ступеней вниз, вы действительно попадаете в пещерную тюрьму, принадлежавшую, скорее всего, римлянам, поскольку рядом в крепости Антонии размещался в то время римский гарнизон. И возможно, что в этой тюрьме сидел мятежник Варавва, и те два разбойника, которых распяли вместе с Христом. Но как Иисус, неся Свой Крест, мог попасть в эту тюрьму – об этом вам не скажут даже сами хозяева монастыря.

10. Распятие

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа… (Ин 19:7)

Этот отрывок из Евангелия от Иоанна повлиял на мировую культуру больше, чем тысячи книг, поэм и театральных пьес. Он породил традицию, вслед за которой Иисуса, несущего Свой Крест стали изображать на иконах, барельефах, скульптурах и картинах. Ему стали поклоняться, о Нем стали снимать фильмы, где Кресту отводилось даже больше места, чем самому Иисусу. Тому пример – нашумевший голливудский фильм Мэла Гибсона "Страсти Христовы". В остальных трех Евангелиях говорится, что Крест на место распятия нес некий Симон Киринеянин.

Итак, мог ли Иисус нести Свой Крест в буквальном, а не в переносном значении этого слова? Скорее всего, что нет. Более вероятно, что римляне, в целях устрашения толпы, заставляли приговоренных к распятию нести к месту казни лишь поперечную перекладину крестов. Главное древко изготовлялось из прочной древесины и было достаточно массивным, чтобы выдержать тяжесть распятого тела. Иногда в этих целях использовались стволы деревьев. Поднять и нести на себе деревяный столб да еще с поперечной перекладиной было не по силам обычному человеку. Кроме того, римляне были рациональны и практичны: им совершенно незачем было волочить эти столбы с места распятий в преторий, чтобы потом возвращать все это обратно к месту казни.

Столбы стояли в местах казней постоянно, но к моменту распятия их вынимали из земли и укладывали на горизонтальную плащадку. Ноги узника привязывали к столбу, или же прибивали сбоку, в районе щиколотки, огромными гвоздями. Руки привязывали к перекладине, обматывая их веревками чуть выше локтя. Могли ли римляне вгонять гвозди в ладони осужденных? Большинство исследователей считает, что нет. Слишком мягкие ткани ладоней не выдержали бы веса тела. Возможно, что гвозди вбивали в запястья, но у историков нет пока подтверждения этому.

Прибив или привязав несчастного к древку и перекладинам, римляне поднимали крест с помощью веревок и бросали его в пробитые в твердых породах лунки глубиной до 70-80 см. Этого было достаточно, чтобы древко креста устойчиво стояло и не кренилось под тяжестью распятого тела. Вряд ли римляне стали бы тратить силы и время, чтобы устанавливать кресты в почве. Им пришлось бы рыть ямы глубиной не менее метра, а затем почву тщательно утрамбовывать. Поэтому, вокруг Иерусалима, скорее всего, существовали постоянные места, где проводились казни. И места эти находились там, где на поверхность выходили твердые породы.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Остатки выдолбленной в твердой породе лунка для креста в парке отеля "King David".

Слово Голгофа евангелисты переводят как "Лобное место". В действительности, оно происходит от искаженного еврейского "гульголет", что означает череп. Это дало повод протестантам создать собственную, отличную от общепринятой, традицию распятия. Обнаружив в окрестностях Иерусалима скалу с пещерами, по форме напоминавшими глазницы черепа, они освятили это место, известное сегодня как "Могила Сада". Рядом со скалой было найдено несколько древних захоронений, одно из которых было принято ими за истинную Святую Могилу, в отличие от Гроба Господня, почитаемого другими конфессиями. Традиция, существующая с конца 19-го века, и принятая всеми реформистскими общинами, "дала трещину" в свете данных современной археологии. Древние захоронения, одно из которых считается могилой Иисуса, относятся к гораздо более раннему периоду истории Иерусалима – к эпохе Первого Храма. Но история – историей, а полуторавековую свою традицию протестанты менять не собираются. Вокруг Садовой Могилы всегда много паломников.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Скала, напоминающая человеческий череп. Под ней протестанты обнаружили древние захоронения.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Гвоздь, найденный при раскопках в пяточной кости распятого. Государственный Музей Израиля.

11. Гроб Господень. Воскресение.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Вход в типичное захоронение времен Иисуса, известное как "могила семьи Ирода Великого", одно из немногих, где прекрасно сохранился круглый камень, которым закрывали отверстие в гробнице.

В христианском мире место, куда было положено тело снятого с Креста Иисуса, овеяно особой святостью. Отсюда Он, согласно преданию, воскрес на третий день после Распятия, и явился Своим ученикам. А уложили Его тело, как повествует Иоанн (19:41) в "гроб новый, в котором еще никто не был положен".

Место нахождения Святого Гроба – погребальной пещеры, которую предоставил для захоронения Иисуса тайный Его ученик, Иосиф из города Аримафеи – во все века волновало христианских богословов и библейских историков. В конце концов, установившаяся традиция вполне устраивает православных и католиков, которые поклоняются в Храме Гроба Господня тому, что осталось от Святой Могилы после ее разрушения мусульманами в 11 веке. Историки также считают это место вполне подходящим: рядом со Святой Могилой найдено типичное для времен Иисуса пещерное захоронение, известное как "могила Никодима и Иосифа Аримафейского".

12. Вознесение.


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

След "стопы Иисуса" на месте Вознесения ("Стопочка").

Мы возвращаемся на Елеонскую гору, в места, которые традиция связывает с Вознесением Иисуса. Интересно, что все места на Елеонской горе, почитаемые христианами с 4-го века, плохо согласуются с текстами Нового Завета.

Более остальных о Вознесении писал в своем Евангелии и в Деяниях Святых апостолов евангелист Лука, который знал об этом лишь из рассказов, но, будучи в Иудее чужестранцем, не мог знать точного расположения мест.

В Евангелии Лука пишет, что Вознесение происходило в окрестностях Вифании.

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. (Лк 24:50,51)

Вифания, как мы уже говорили ранее, находилась в нескольких километров к востоку от вершины Елеонской горы, традиционно принимаемой за место Вознесения.

Далее, уже в Деяниях Апостолов, Лука пишет, что после видения ими "двух мужей в белых одеждах", апостолы возвратились в Иерусалим с "горы, называемой Елеон" (Деян 1:12). Более в Новом Завете о Вознесении Иисуса нам не сообщается ничего. А другого пути в Иерусалим, кроме дороги, ведущей из Вифании в город по склону Елеонской горы, попросту не было. Можно также предположить, что Иисус не случайно выбрал Вифанию местом своего Вознесения: там жил Лазарь со своими сестрами, Марфой и Марией, которых Он очень любил. Иисус прожил в их доме всю неделю перед распятием, и место это было, несомненно, дорогим для Него.

На Елеонской горе сегодня можно посетить три главные святыни, связанные с Вознесением Иисуса: францисканскую капеллу с камнем, на котором "отпечатался" след стопы Иисуса, русский Спасо-Вознесенский монастырь и греческий православный монастырь "Мужей Галилейских".