Путеводитель по Иерусалиму: От Львиных ворот к Христианскому кварталу


Путеводитель по Иерусалиму: Виа Долороса

Львиные ворота

К ним лучше всего проехать на такси, назвав водителю адрес на английском – Lion Gate или же на иврите תויראה רעש. Если же вы решите добираться к началу маршрута пешком от Яффских ворот, то в этом случае лучше проделать маршрут в обратном направлении, а затем, выйдя из Львиных ворот, пройти вдоль восточной стены Старого города (можно через мусульманское кладбище) до парка Офель, а оттуда – к Мусорным воротам и Стене Плача

Изображения двух львов над аркой связывают с преданием о том, что правителю оттоманской империи Сулейману Великолепному приснился сон, как львы терзают его пока он не защитит жителей Иерусалима крепостной стеной.
Сами барельефы львов (некоторые историки считают их изображениями пантер) были взяты с геральдической эмблемы мамлюкского султана Бейбарса, успешно воевавшего с крестоносцами на Святой земле. Правда, на гербе Бейбарса под лапами львов (или пантер) были изображены мыши, с которыми львы играли, как Бейбарс с побежденными народами.
Крепостная башня ворот до сих пор сохранила в нескольких местах остатки L-образной постройки, которая в средневековых крепостях защищала ворота от проникновения неприятельских воинов. В настоящее время эта постройка разрушена, чтобы сделать ворота пригодными для проезда автотранспорта.

Путеводитель по Иерусалиму:Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

Греческая православная церковь на месте, которое традиция связывает со встречей у городских ворот св. Анны и св. Иоакима, который провел 40 дней в пустыне, в посте и молитвах о ребенке. Бог услышал просьбу праведного Иоакима, его жена Анна забеременела и родила младенца – Деву Марию. В подвале церкви – небольшая пещера, по традиции – остатки дома, где состоялось Рождество Богородицы. При церкви функционирует сувенирная лавка, где можно приобрести предметы религиозного культа.

Церковь св. Анны
и бассейны Вифезды


Путеводитель по Иерусалиму: Церковь св. Анны

Построенная в 12-м веке по приказу Мелисенды, жены короля Фулька Анжуйского на месте Рождества Девы Марии, эта церковь не была разрушена мусульманами после изгнания крестоносцев из Иерусалима, а превращена по приказу Салах ад-Дина в медресе – мусульманскую теологическую школу, благодаря чему прекрасно сохранилась до наших дней. Над главным входом в церковь до сих пор видна табличка с арабской надписью. Церковь построена в типично романском стиле: трехнефная базилика с крестовидными сводами, которые при отсутствии древесины были обычным строительным решением для кровель зданий на Святой Земле. Церковь обладает поистине удивительной акустикой, что привлекает сюда многочисленных паломников, желающих петь церковные гимны под ее сводами. В нижней части церкви расположена крипта – остатки древней постройки, которые считаются развалинами дома св. Иоакима и св. Анны. Территория монастыря принадлежит французской общине «Белых братьев», которым этот участок достался в награду за ту поддержку, которую оказала Франция Оттоманской империи во время Русско-Турецкой войны.


Путеводитель по Иерусалиму: Церковь св. Анны

Здесь сохранились остатки разрушенной византийской церкви и бассейна Вифезды, известного в христианской традиции как «Овечья купель». Вифезда («бейт-хесда») в переводе с арамейского означает «дом милосердия». Комплекс состоял из двух бассейнов, в одном из которых купали овец перед тем, как отвести их на городские рынки, а второй был известен своими лечебными свойствами и использовался как целебная купальня вплоть до завоевания Иерусалима мусульманами в 7 веке. Именно в этой купели, согласно Евангелию от Иоанна (5,2-9), Иисус исцелил парализованного: «В Иерусалиме же, у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел».


Путеводитель по Иерусалиму:1-я остановка 
Крестного Пути

1-я остановка Крестного Пути

«Открытие» остановок Крестного Пути, то есть, дороги, по которой Иисус нес Свой крест к месту Распятия, принадлежит францисканским монахам. Считая себя духовными наследниками крестоносцев, владевших Иерусалимом без малого почти столетие, эти монахи в 14-м веке стали проникать за стены Святого города и отмечать, как им казалось, святые места на его территории. Однако, ни византийские хозяева Святой Земли, ни пришедшие через несколько столетий крестоносцы понятия не имели об этом маршруте. Более того, незнакомые с топографией древнего Иерусалима, францисканцы проложили его в местах, которые были вообще непроходимы во времена Иисуса. По католической традиции, которая окончательно сформировалась к 17 веку, Крестный Путь состоит из 14 остановок («станций»), 9 из которых находятся на территории мусульманского квартала Старого города, а оставшиеся пять – в Храме Гроба Господня. Изображения 14-ти «станций» Крестного Пути можно увидеть в любом католическом храме в любой точке земного шара.

Историки и археологи, изучающие библейские места Святой Земли, не считают этот путь соответствующим евангельским текстам, но католики со всего мира приезжают в Иерусалим, чтобы пройти крестным ходом по этим местам. Если принять, вслед за католической традицией, что суд Пилата над Иисусом происходил в крепости Антония, расположенной в северо-западном углу Храмовой горы, то вы находитесь сейчас на месте 1-й остановки Крестного Пути, там, где две тысячи лет назад стояла эта крепость. В ней размещался римский гарнизон, призванный следить за порядком на Храмовой горе. Территория 1-й остановки закрыта для массовых посещений. Там расположена школа для девочек. Но вы можете пройти внутрь в сопровождении местных арабов. Оплата – по договоренности!

С этого места открывается прекрасный вид на Храмовую гору и Золотой Купол.

Путеводитель по Иерусалиму: 2-я остановка 
Крестного Пути

2-я остановка Крестного Пути

Ее иначе называют «дворик Пилата». Здесь, согласно католической традиции, произошло два события: бичевание Иисуса и возложение Креста. Этим событиям посвящены две постройки, расположенные внутри экзотического дворика, принадлежащего францисканскому монашескому ордену. Справа от входа – Капелла Бичевания, одна из наиболее интересных работ выдающегося архитектора Антонио Барлуцци. Он отреставрировал старинную часовню, построенную крестоносцами в 12 веке, сохранив, насколько это было возможно, сохранившиеся детали древней постройки. Зал капеллы украшает мозаичный потолок с изображением тернового венца, с которого стекают капли крови Спасителя. Под ним – витражный триптих, на котором изображены три евангельских сцены: «Пилат умывает руки» (слева), «Бичевание Христа» (в центре) и «Освобождение Вараввы» (справа). В противоположной части «дворика Пилата» расположена церковь Возложения Креста с барельефами и скульптурами, изображающими Иисуса, стоящего в ожидании Своего Креста, и освобожденного мятежника Варавву. Здесь же на полу, выложенном древними римскими плитами, можно увидеть расчерченное поле для игры в кости – любимого занятия легионеров из крепости Антония. На территории 2-й остановки собраны многочисленные находки, принадлежащие небольшому археологическому музею, вход в который находится рядом с Капеллой Бичевания.


Путеводитель по Иерусалиму: 2-я остановка 
Крестного Пути

Монастырь сестер Сиона


Путеводитель по Иерусалиму: Монастырь сестер Сиона

Основанный в 1858 году братьями Альфонсом и Теодором Ратисбонами, крещенными евреями, вступившими в орден «Белых Братьев», этот монастырь занимает красивое трехэтажное здание по улице Via Dolorosa («Путь Скорби»). Главными достопримечательностями монастыря являются подземный археологический музей с частью водосборного бассейна «Струтион» («Воробышек»), питавшего водой крепость Антонию, и триумфальной арки императора Адриана, известной в традиции как арка «Ecce Homo». Интересно, что подземная часть монастыря, где сохранилась мостовая времен римского города Элии Капитолины, построенного на месте разрушенного Иерусалима, является местом, куда приходят молиться католические паломники. На одном из камней – игровое поле, которое традиция связывает с местом, где римские солдаты «делили одежды Его, бросая жребий». Хотя совершенно очевидно, что эта мостовая не могла существовать во времена Иисуса, потому что прямо под ней находятся остатки бассейна «Струтион», и, для того, чтобы построить над ним улицу, римлянам пришлось возвести над бассейном арочный свод.


Путеводитель по Иерусалиму: Монастырь сестер Сиона

В церкви монастыря находятся остатки трехстворчатой триумфальной арки, построенной в честь императора Адриана. Среднюю часть арки можно увидеть снаружи, над улицей Via Dolorosa. По преданию, на этом месте Пилат вывел Иисуса к толпе со словами: «Ecce Homo – Се, человек!» (Иоанн 19,5).


Путеводитель по Иерусалиму:Тюрьма Иисуса

«Тюрьма Иисуса»

Здание греческого монастыря, в подземелье которого находится древняя римская тюрьма, расположено рядом с монастырем сестер Сиона. Считать ее «тюрьмой Иисуса» можно с большой натяжкой. Даже сами хозяева монастыря признают условность этой традиции. Но вполне соответствует реалиям того времени, то, что в этой тюрьме мог находиться мятежник Варавва, посаженный туда «за произведенное в городе возмущение и убийство» (Лука 23,19). И часть подземного тюремного комплекса обозначена как «темница Вараввы».


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Австрийский хоспис
(странноприимный дом)

Его называют «уголком Европы», затерявшимся посреди восточного базара, пестрой толпы, пения муэдзинов, лавок и духанов Арабского квартала Старого города.
Это была первая европейская постройка в Старом городе. Дом был построен в 1857 году, и его появление ознаменовало начало государственного присутствия Австрии на Святой Земле.
В наши дни хоспис превращен в отель для паломников, в здании расположено кафе, где можно отведать настоящий венский штрудель, а с крыши открывается прекрасный вид на Арабский квартал и золотой Купол над Скалой.

3-я и 4-я остановки Крестного Пути


Путеводитель по Иерусалиму: 3-я и 4-я остановки 
Крестного Пути

События, которым посвящены эти остановки, не упоминаются в Библии, они полностью соответствуют устной традиции, частично возникшей еще в 5-6 веках, во время христианского господства в Иерусалиме, но большей частью связаны с именем пилигрима Джакопо из Вероны, побывавшего в Иерусалиме в 1335 году и «отметившего» ряд остановок по улице Via Dolorosa. 3-я остановка символизирует место, где Иисус впервые упал под тяжестью креста, а 4-я - место, где стояла Дева Мария, наблюдая как ее Сына вели на казнь. Оба места принадлежат общине армян-католиков. Часовню 3-й остановки снаружи украшает барельеф работы известного польского скульптора Тадеуша Зелинсского. На месте 4-й остановки находится армянская церковь «Мук Богородицы». Она построена на руинах византийской церкви в 1881 году. Внутренняя часть ее выполнена в типично романском стиле: трехнефная базилика с крестовидным сводом. Спустившись по ступеням в крипту церкви, можно увидеть остатки византийской мозаики с изображением следов двух женских ног: по традиции, именно здесь стояла Дева Мария.

5-я остановка Крестного Пути


Путеводитель по Иерусалиму: 3
5-я остановка Крестного Пути

Традиция связывает ее с местом, где римские солдаты, согласно евангельскому тексту (Лука 23,26): «захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом». Если вы попадете к этому месту в первой половине дня, то сможете посетить небольшую часовню, принадлежащую ордену францисканцев, и отстроенную, как и все остальные принадлежащие им святыни под руководством члена ордена, выдающегося архитектора Антонио Барлуцци. Рядом с входом в часовню вы увидите выступающий из стены камень. Проходящие мимо туристы прикладывают к нему руку и фотографируются. Считается, что на камне отпечатался след ладони Иисуса, когда он, неся Свой крест, остановился и облокотился левой рукой об этот камень. Поэтому прикладываться к нему следует левой рукой, а не правой.

6-я остановка Крестного Пути


Путеводитель по Иерусалиму: Последний Путь Христа

Расположена на месте дома, где жила женщина по имени Вероника. В прошлом Иисус излечил ее от болезни, и теперь, в благодарность, она вышла на дорогу, по которой Его вели и отерла пот и кровь с лица Спасителя. Это событие, хотя и не упоминается ни в одном из Евангелий, положило начало очень важной традиции в иконописи. Лик Иисуса, запечатленный на платке святой Вероники, известен в православной традиции как «Спас нерукотворный». В фасад здания, отремонтированного по проекту того же архитектора Антонио Барлуцци, вмонтирован фрагмент колонны с древней надписью, повествующей проходящим мимо паломникам о «доме св. Вероники».

7-я и 8-я остановки
Крестного Пути


Путеводитель по Иерусалиму:7-я и 8-я остановки <br>
Крестного Пути

Неприметная постройка в конце улицы Via Dolorosa свидетельствует о месте, где Иисус второй раз упал под тяжестью креста. Ее вы можете узнать по характерной металлической «таблетке» с изображением римской цифры VII.
Стоя лицом к 7-й остановке, поверните налево, а через несколько метров – направо. Вы увидите ступени, ведущие к 8-й остановке Крестного Пути. С ней связывают известный евангельский эпизод – встречу Иисуса с женщинами Иерусалима:

И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
(Лука 23,27-29)

9-я остановка Крестного Пути и церковь св. Елены


Путеводитель по Иерусалиму: 9-я остановка Крестного Пути и церковь св. Елены

Последняя остановка, расположенная на открытой местности. Оставшиеся 5 остановок находятся под сводами Храма Гроба господня. Здесь Иисус в третий раз падает под тяжестью креста. Чтобы пройти к 9-й остановке, вам нужно вернуться к 7-й остановке и, стоя к ней лицом, повернуть налево. Продолжайте ваш путь, пока с правой стороны не увидите проход со ступенями, ведущими вверх. Поднимитесь по ним и продолжайте свой путь по узкой улочке, пока не увидите характерную «таблетку» с римскими цифрами IX. Пройдите вперед, и справа вы увидите вход в коптскую церковь св. Елены. Она, как правило, открыта до 18.00. Зайдите в церковь, и оставив пожертвование (примерно 1.5 доллара, или 5 шекелей), пройдите вперед к узкой двери, которая ведет к спуску к уникальному подземному озеру – прекрасно сохранившейся с римских времен водосборной цистерне, которая, питала водой стоявший здесь до 4-го века языческий храм богини Венеры.