Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

смотрите Туристическую карту Старого города, сектор A4, B4


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

Ошибка строителей городской стены в XVI веке, по преданию, стоила им жизни: султан Сулейман Великолепный велел казнить двух архитекторов, "забывших" обнести крепостной стеной территорию Сионской горы.

С тех пор она находится за пределами городских стен и соединена с внутренней частью Старого города Сионскими воротами. Само название "Сион" ("Цион") берет свое начало с древней евусейской крепости, которую завоевал царь Давид три тысячи лет назад, и основал на этом месте Иерусалим - столицу Израиля.

С юга и юго-запада территорию Сионской горы окружает глубокий овраг – Гей Бен-Енном, или Гей-Енном. Здесь находились языческие жертвенники, за что место и получило название, известное в русском языке как "Геена Огненная".

На фасаде Сионских ворот видны следы ожесточенных боев за освобождение Иерусалима в 1967 году во время Шестидневной войны.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

1. Аббатство Дормицион

Принадлежит германскому католическому обществу "Святой Земли", которое приобрело эти земли в конце XIX века.

По преданию, на этом месте находился дом, где жила дева Мария после распятия Иисуса, и где она скончалась. Отсюда и название – "Дормицион", что в переводе с латинского означает "успение".

Второе предание утверждает, что на этом месте находился дом первосвященника Кайафы, куда привели на допрос Иисуса, и где Петр трижды отрекся от Учителя. Об этом напоминает флюгер в форме петушка на колокольне аббатства.

Современный собор построен на месте древней византийской церкви IV века. Он был освящен одновременно с протестантским приютом-лечебницей и церковью "Августа Виктория" на Масличной горе.

Строительство обеих церквей связано с приездом в 1898 г. в Палестину немецкого императора Вильгельма II с миссией "мирного крестового похода". Оно ставило своей целью положить конец давним распрям между католиками и протестантами Германии, которые продолжались и на Святой Земле.

В архитектуре собора нашли отражение различные стили: сочетание немецкого средневекового зодчества с византийскими и мусульманскими элементами.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

2. Горница Тайной Вечери

Евангелия не говорят о ничего определенного о месте, где происходила последняя пасхальная трапеза Иисуса с учениками.

Помещение, известное в христианской традиции как Coenaculum ("трапезная, верхний этаж" – термин, который св. Иероним употребляет при переводе на латинский двух разных греческих слов с одинаковым значением - "верхняя комната"), относится к XIV в. и включает в себя некоторые элементы более раннего периода (части стен, ниши, фундамент).

По мнению некоторых теологов ссылкой на истинное местонахождение трапезной может служить упоминание св. Петра о могиле Давида, которая находилась рядом с Горницей Тайной Вечери: "Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня." (Деян., 2-29).

Иудейская традиция связывает могилу царя Давида именно с этим местом: оно находится прямо под Горницей Тайной Вечери.

Сирийская ортодоксальная церковь, одна из первых на Святой Земле, признает местом Тайной Вечери одну из комнат, находящуюся в помещении церкви св. Марка.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

3. Могила царя Давида

Великий библейский пророк и царь Давид был похоронен, согласно иудейской традиции, за пределами городской черты. Со временем Иерусалим значительно разросся и гробница царя оказалась внутри города, окруженная жилыми домами и улицами.

В 4 веке византийцы построили на месте некрополя церковь, которая была разрушена персами в 614 году и впоследствии восстановлена крестоносцами.

После поражения крестоносцев могила длительное время находилась в запустении и лишь в XIV веке здесь была вновь построена церковь.

Во времена османского владычества церковь была перестроена в мечеть Эль Дауда (арабское звучание имени Давид).

После Шестидневной войны территория Сионской горы отошла к Израилю, и на этом месте была открыта синагога, действующая и по сей день. В синагоге установлен накрытый покрывалом саркофаг с надписью "Давид, царь Израиля, жив и существует".


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

4. Музей Холокоста

"Камеры Холокоста" – старейший из музеев, посвященный трагедии европейского еврейства. Он был основан в 1949 году людьми, пережившими Холокост. И хотя Яд ва-Шем является официальным израильским музеем Катастрофы, "камеры Холокоста" показывают все ужасы трагедии в более простой, прямой форме. Музей расположен в подвале, и темные комнаты создают траурную атмосферу с самой первой минуты, как только вы входите в помещение. В центральной комнате – шесть свечей – по одной на каждый из 6 миллионов погибших.

Среди наиболее ярких экспонатов музея - вещи, которые нацисты заставляли евреев делать из свитков Торы: подошвы, конверты, пакеты, барабаны и даже пиджак нацистского офицера. Но портной, который сшил этот пиджак, специально выбрал из свитков те, что содержали в себе проклятия врагам еврейского народа.

Вызывают боль и скорбь образцы пепла и мыла из еврейских мучеников.

Среди экспонатов музея - молитвенник, написанный от руки на обороте немецкого документа, миниатюрный тфилин (филактерии), который можно было скрыть от нацистов, многочисленные фотографии и таблички с именами погибших.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

5. Монастырь св. Петра ("Галликанту")

"И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько." (Мф.26:69-75)

Археологические раскопки, произведенные в конце XIX века монахами-ассумпционистами (орден, берущий свое название от латинского Asumptio – Успение) выявили на месте нынешней церкви остатки дома, принадлежавшего богатому иерусалимскому вельможе и разрушенному римлянами во время Иудейской войны (I век н.э.). Было высказано предположение, что на этом месте находился дом первосвященника Кайафы, и что именно сюда привели на допрос Иисуса, и здесь он провел остаток ночи в ожидании суда Пилата

.

Это предположение подтвердилось найденными среди руин остатками византийских построек V века (византийцы, как известно, строили свои церкви в местах, определенных ими как описанные в Евангелиях).

О существовании на этом месте церкви известно также из летописей времен крестоносцев (XI век), которые восстановили византийскую базилику и назвали ее "Галликантус" ("петушиный крик" – лат.).

Особое значение имело открытие подземного карцера в форме каменного мешка с узким отверстием вверху, через которое заключенным подавали пищу и воду. Византийские кресты, обнаруженные на этом отверстии, еще раз подтвердили, что это место было почитаемо христианами еще в византийскую эпоху.

Рядом с домом найдены остатки древней лестницы, соединявшей Верхний город с Нижним, построенной во II веке до н.э.

Христианская традиция связывает эту лестницу с дорогой, которой Иисус с учениками спускался из трапезной Тайной Вечери в Гефсиманский сад, и по этой же лестнице стража вела его на допрос к первосвященнику.

На территории монастыря находится своеобразный археологический парк с многочисленными раскопками древних построек.

Помещение церкви имеет два уровня, с верхней и нижней церквями, с обилием мозаичных украшений, витражей и икон.

Монастырский двор украшает скульптурная группа "Отречение св. Петра".

На территории монастыря – смотровая площадка с видом на Старый город, гостиница для паломников, сувенирная лавка, кафетерий.


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора

6. Могила Оскара Шиндлера

Оскар Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в австро-венгерском городке Цвиттау в католической семье. Изначально вёл жизнь праздного капиталиста, ищущего выгоду только в деньгах. В 1935 Шиндлер вступил в ряды нацистской партии. Он основал завод по производству металлической посуды в самом начале Второй мировой войны.

Взгляды Шиндлера резко изменились, когда он стал свидетелем всех ужасов, творимые гитлеровским режимом против еврейского населения, и осознал свою причастность к нацистским преступлениям. Шиндлер принял позицию абсолютного гуманиста, защищая евреев без какой-либо выгоды для себя. По совету своего бухгалтера Ицхака Штерна, Шиндлер принял решение выторговать у высокопоставленных нацистских чиновников возможность принимать на свои предприятия евреев из концлагеря Плашув, которым грозила верная смерть. Позже евреи, спасённые Шиндлером от гибели во время Второй мировой войны, стали известны как "евреи Шиндлера".

Количество спасенных именно Шиндлером оценивается приблизительно в 1200 человек (800 мужчин, 300 женщин и 100 детей).

В конце 1944 нацисты начали массовое уничтожение всех евреев в Освенциме и других концентрационных лагерях, опасаясь того, что узники будут освобождены Красной Армией. Шиндлеру удалось вывезти тысячу своих подопечных в Бренец и тем самым спасти их от лагерей смерти.

В 1948 году Оскар Шиндлер эмигрировал в Аргентину, но через десять лет вернулся в ФРГ и в дальнейшем много ездил по разным странам, где жили спасённые им люди (в том числе и СССР). В 1967 он был удостоен награды Израильского мемориала памяти жертв Холокоста (Яд ва-Шем) и был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя "Праведник Мира". В последние годы он жил в полной нищете, существуя на пособия еврейских организаций и подарки спасённых им людей.

Шиндлер был похоронен на католическом кладбище на горе Сион. На воротах кладбища – табличка с надписью: "To OSKAR SHINDLER’S grave" ("К могиле Оскара Шиндлера").


Путеводитель по Иерусалиму: Сионская гора