Нагорная Проповедь Иисуса – это одно из ключевых мест христианского учения. В ней, как считают ученые, заложены основы всей западноевропейской культуры и этики. Проповедь моральных принципов, провозглашенных Иисусом, изложена на страницах Евангелий от Матфея (гл. 5) и Луки (гл.6). Интересно, что свое название “Нагорная” эта проповедь получила, благодаря Матфею (5:1), который говорит, что “Увидев народ, Он [Иисус] взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его”.
Однако у Луки (6:17) читаем, что “сойдя с ними, стал Он [Иисус]на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских…”.
Какими аргументами руководствовались византийцы в 4 веке, когда выбрали невысокую гору к северо-западу над Табхой в качестве евангельской святыни, мы не знаем. Но в 30-х годах прошлого века францисканцы строят здесь великолепный монастырский комплекс. Его украшает храм, построенный по проекту выдающегося архитектора Антонио Барлуцци.
Как и во всех своих постройках, (а их на Святой Земле более 150), Барлуцци придает особое внимание внутреннему дизайну церкви. Без преувеличения можно сказать, что его замысел всегда воплощен во внутреннем куполе церкви.
Так, к “Базилике Агонии” (“Церкви Всех Наций”) Барлуцци возводит 12 куполов по числу учеников Иисуса. Эти купола с внутренней стороны выложены мозаикой, изображающей звездное небо в ночь последней молитвы Сына Человеческого в Гефсиманском саду.
Купол капеллы “Бичевания” на 2-й остановке Скорбного Пути – Виа Долороза украшает витраж в виде тернового венца, с которого стекают капли крови Спасителя.
В капелле “Слез Господних” монастыря “Доминус Флевит” на Елеонской горе купол выполнен в форме слезы.
Здесь же, в церкви на “Горе Блаженств”, мозаика внутренней части купола– это окно в безоблачное небо, где по христианским представлениям находится “Царство небесное”. Сама церковь построена в виде восьмигранника, на каждой грани которого начертано одно из восьми “блаженств”.
В церкви, в отличие от традиционных католических храмов, мало фресок и картин. Скромный ряд из изображений 14-ти остановок Скорбного Пути – обязательный атрибут любой католической церкви – размещен между большими окнами, которые олицетворяют евангельский сюжет, разворачивающийся прямо здесь, перед нашими глазами. В этих окнах – пейзажи галилейских гор и Тивердиадского озера – того самого “Пятого Евангелия” – Святой Земли, которую так любил Иисус…