Горненский монастырь

Если ввести в поисковик Яндекса фразу “Горненский женский монастырь в Иерусалиме”, то система выдаст примерно 23 тысячи ответов. Почему так мало? Дело в том, что святыня эта до недавнего времени была незаслуженно забыта, и лишь в 2008 году ее как бы вновь “открыли” для русских паломников. На торжественное освящение прибыл ныне почивший патриарх Алексий II, и, как рассказывают очевидцы, не задумываясь дал имя заново отстроенному храму: “Всех святых в земле Российской просиявших”. Но начнем по порядку.

Евангелие от Луки (1:39) повествует о том, как Дева Мария, узнав о том, что ее родственница Елисавета, “называемая неплодной”, зачала в старости сына и уже на шестом месяце, направилась в “нагорную страну, в город Иудин”, чтобы приветствовать ее. Где произошла эта историческая встреча – мы не знаем. Если следовать католической традиции, то в местечке Эйн-Карем, у источника, где до сих есть вода. Источник этот показывают туристам, но предупреждают, что пить воду из него уже нельзя. Не та уже экология в Иудейских горах, что была во времена Марии и Елисаветы. Ну, а поскольку пить воду из источника нельзя, то православная традиция перенесла это место на пару сотен метров выше. Там и воздух чище, и воду пить можно. Правда, источников природных в Горненском монастыре нет, зато хорошо видны крыши католических церквей внизу в Эйн-Кареме.

Само название места переводится как “источник виноградника”. Тут действительно были виноградники еще во времена древней Иудеи. И виноградари-виноделы более других любили дегустировать собственную продукцию. Уж не потому ли Ангел Господень, стоявший по правую сторону “жертвенника кадильного” требует от святого Захарии, храмового священника, обет, что сын его не будет пить “вина и сикера”?

Непростой это обет – быть “назореем божьим”. Будущий Иоанн Креститель пойдет по стопам своих великих предшественников-назореев: богатыря Самсона и пророка Самуила. А пока что Елисавета произносит знаменитое приветствие Деве Марии: “благословенна Ты между женами”, на что Мария отвечает ей словами знаменитой молитвы, которая у католиков называется Магнификат: “Величит душа Моя Господа…”. Именно этот трогательный момент и запечатлен на стенах часовни, расположенной в нижней части женского Горненского монастыря.

А в самой часовне вы увидите знаменитую чудотворную икону “Казанской Божией Матери”. Икона эта известна тем, что спасла насельниц монастыря от страшной эпидемии холеры. Произошло это в 1898 году, и хотя свидетелей чуда уже давно нет в живых, но о самом чуде вам охотно расскажут в монастыре. Пусть не очевидцы, но достаточно осведомленные о чудесах люди. Оказывается, что икона эта во время молитв сошла со своего места, обошла часовню, а потом провозгласила, что женщинам, проживающим в Горненском монастыре, холера отныне не страшна. С тех пор икону дважды в год выносят из часовни для поклонения. И происходит это в летний и осенний праздники Казанской иконы Божией Матери.

Есть еще один праздник, установленный в монастыре его основателем– архимандритом Антонином (Капустиным). Это праздник “Целования Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы”. Того самого целования, которое изображено на стенах часовни. В этот праздник из Троицкого собора, что находится в центре Иерусалима, выносится икона Благовещения, а навстречу ей из Горненского монастыря шествует икона Целования. Храм и территорию монастыря украшают в этот день цветами, выкладывая из них живые узоры на дорогах, ведущих к храму. Затем икону Благовещения устанавливают на специально приготовленное место, где она и пребывает в течение трех месяцев.

Об основателе женского Горненского монастыря, отце Антонине, следует сказать особо. До недавнего времени его имя было мало знакомо православным жителям России. Теперь о нем написаны книги и даже снят фильм. Этого человека можно смело назвать “отцом” русского православного паломничества на Святую Землю. Ему удалось приобрести для Русской Духовной Миссии в Палестине значительные участки земли. Это было время, вторая половина 19-го века, когда турки, владевшие Палестиной, активно распродавали земли всем желающим. Между государствами и религиозными конфессиями началась настоящая борьба за право покупки территорий на Святой Земле. И тут начальнику Русской Духовной Миссии, архимандриту Антонину пришлось пустить в ход весь свой талант, чтобы через подставных лиц покупать у турок земли для Государства Российского. А отношения у Турции с Россией, как вы помните из школьного курса истории, складывались в то время, мягко скажем, не совсем дружеские. Но отец Антонин был просто одержим своей идеей – создать в Палестине русские православные храмы и монастыри. Энциклопедически образованный человек, он был одновременно археологом и архитектором, священнослужителем и поэтом, дипломатом и знатоком нескольких европейских и восточных языков. Он сам участвовал в создании проектов по строительству храмов. С именем этого легендарного человека связаны такие постройки, как монастырь св. Марии Магдалины и Спасо-Вознесенский монастырь на Елеонской горе, участки Русской Духовной Миссии в Яффо, Галилее и Хевроне, Троицкий собор и Храм св. Александра Невского в Иерусалиме, и, конечно же, женский

Горненский православный монастырь в пригороде Иерусалима Эйн-Кареме. Интересно и то, что отца Антонина можно считать и “крестным отцом” великого романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Хотя сам отец Антонин об этом, конечно же никогда не думал. Дело в том, что в Киевской Духовной Академии, выпускником которой был будущий архимандрит Антонин, несколькими годами позднее писал свою магистерскую диссертацию Николай Корнильевич Маккавейский. Диссертация эта называлась “Археология страданий Господа нашего, Иисуса Христа”. И конечно же, для сбора материалов диссертант приезжает на Святую Землю, в Иерусалим, где его встречает великолепный знаток библейской истории, автор нескольких важных археологических открытий отец Антонин Капустин. Возвратившись в Киев, Маккавейский публикует свою диссертацию в трудах Духовной Академии, и впоследствии становится профессором. Одновременно с ним в Академии преподает другой профессор, Афанасий Иванович Булгаков. А уже в советское время, в 1937 году, когда многие церковные книги были изъяты и уничтожены, Михаил Афанасьевич Булгаков находит в букинистической лавке труды Киевской Духовной Академии, и покупает их, потому что там публиковались статьи его отца. Так в руки писателя попадает уникальное описание Иерусалима времен Иисуса, составленное Маккавейским не без помощи отца Антонина. Так что “булгаковский Иерусалим” берет начало в раскопках святых мест, которые неутомимый архимандрит проводил повсюду, в том числе и на территории Горненского монастыря.

Уже после смерти Капустина был заложен главный храм монастыря, который предполагалось посвятить Святой Троице. Но строительство остановилось с началом Первой мировой войны. Насельницы и монахини Горненского монастыря остались брошенными на произвол судьбы. Потому что Октябрьская революция навсегда лишила их покровительства русских властей, а турки изгнали их из Иерусалима в Египет. Лишь после образования в 1948 году государства Израиль территория монастыря была передана Московской Патриархии.

Недостроенный главный храм Горненского монастыря оставался памятником той, дореволюционной России и десяткам тысяч простых русских людей, совершавших в те годы паломничество на Святую Землю. И только в 2003 году правительство России и Русская Православная Церковь выделили средства для строительства храма. Сегодня его золотые купола украшают холмы “града Иудина”, места, где, по традиции родился Иоанн Предтеча.