Православная церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме

В северо-восточной части древнего Иерусалима, рядом с Львиными во- ротами находится небольшая церковь, принадлежащая грекам-ортодоксам. На дверях надпись “Место Рождества Богородицы”.

В нескольких метрах от этой церкви находится еще одна постройка – католический монастырь св. Анны с великолепным археологическим парком – остатками “Овечьих прудов”, или бассейнов Вифезды – место, где в одно из своих посещений Иерусалима Иисус исцелил парализованного. Из протоевангелий известно, что св. Анна – это мать Девы Марии. Таким образом и православная, и католическая традиции указывают на место Рождества Богородицы именно здесь, в районе Овечьих прудов…

Нетрудно подсчитать, что Дева Мария могла родиться около 25 года до нашей эры. Дом ее родителей, св. Анны и св. Иоакима, находился за пределами городских стен. В то время страной правил царь Ирод Великий. Он задумал и осуществил грандиозную реконструкцию храмового комплекса, и неподалеку от дома, где жили Анна и Иоаким появился укрепленный форт – крепость Антония, названная именем его римского покровителя Марка Антония. К форту примыкал большой бассейн, известный в истории древнего Иерусалима как “Биркат Исраэль”

К востоку от Антонии, вдоль ручья Вифезды, Ирод приказал соорудить два искусственных водоема, названные “Овечьими прудами”. В одном из них мыли овец, предназначенных для продажи на городских рынках. Второй

считался целебным, и даже во времена римского владычества там была сооружена лечебница со статуей бога Эскулапа, покровителя врачей. Рядом с бассейнами, за пределами городских стен, возникло небольшое пастушье поселение, о котором упоминается в “Медном свитке” – одной из самых загадочных находок в числе свитков Мертвого моря.

Католическая церковь св. Анны

Здесь и поселились пожилые и бездетные святая Анна и святой Иоаким. Иоаким, согласно древним источникам, владел стадами овец. Происходил он из династии царя Давида, а жена его Анна вела родословную от брата пророка Моисея, первосвященника Аарона. В те времена люди тщательно хранили память о своих предках. Несчастного Иоакима постоянно подвергали насмешкам соседи и просто горожане. А священники даже наложили на него запрет приносить жертвы Всевышнему. “Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю”, – говорили ему жрецы.


Бедный Иоаким оставив жену свою Анну, ушел из дома в пустыню, чтобы поститься там сорок дней. В “Протоевангелие от Иакова” говорится, что пока он постился, Анна получила благую весть от ангела с обещанием, что она родит ребенка. Услышав это, Анна дает обет, что родившегося младенца она посвятит Богу.

На месте, где Анна сообщает вернувшемуся из пустыни Иоакиму о своей беременности, построены обе церкви, православная и католическая, находящаяся на территории монастырского комплекса. Говорят , что такой акустики, как в церкви св. Анны, нет ни в одной из церквей мира. И что королева крестоносцев Мелисанда, построившая эту церковь в 12-м веке, так увековечила память о себе в истории святого города. Если вам повезет, то вы услышите там пение паломников, которые приезжают со всего мира, чтобы поклониться месту Рождества Богородицы.

Вернувшийся со своими стадами Иоаким услышал эту весть от Анны и “в тот день обрел покой в своем доме”. Народившигося младенца, Марию, в возрасте трех лет отдают на воспитание в Иерусалимский Храм. Это событие вызывало некоторый скепсис у ученых, пока не было подтверждено*, что в традициях Иерусалимского Храма действительно существовал обычай брать на воспитание девочек, которых родители посвящали служению Богу. Подтверждение факту участия девушек в жизни Иерусалимского Храма мы находим в Талмуде, во второй его части, которая называется Мишна (Шкалим 8. 5-6):

“Завеса Храма была толщиной с ладонь. Она была соткана из 72 гладких полос, каждая из которых состояла из 24 строк. Длина ее составляла 40 локтей, а ширина – 20 локтей. Восемьдесят две девственницы плели ее. Каждый год они сплетали по две завесы, и три сотни священников требовалось, чтобы нести их к бассейну”.

_________________________________________

* Известный ученый-евангелист, о.Баргил Пикснер (1921-2002) приводит в качестве доказательства свидетельство израильского историка, профессора Еврейского университета в Иерусалиме Шмуэля Сафраи (1919-2003).

В Вавилонском Талмуде (Ктубот, 106а) также говорится о “хлебах предложения”, которые пекли девушки, а также о благовониях, которые они приготовляли к храмовой службе.

Тинторетто, Джаколо. Введение во Храм (фрагмент).

Дева Мария проводит в Храме все свое детство. С наступлением зрелости, то есть к 12 годам по иудейскому закону, Она возвращается в родительский дом.

Христианская традиция трактует “Введение во Храм” как чудо в истории Второго Иерусалимского Храма, в Святая Святых которого уже не было главной святыни иудеев – Ковчега Завета.

Святая-Святых в Первом Храме
Святая-Святых и Ковчег Завета в Первом Иерусалимском Храме (реконструкция автора).

По закону, данному сынам Израиля во времена Моисея, в помещение Святая Святых, где находился Ковчег Завета, запрещено было входить кому- либо, кроме первосвященника. В Ковчеге находились каменные скрижали с начертанными на них десятью главными Заповедями. Только в Судный День первосвященник входил туда, воскурив благовония и прося о Всевышнего прощении грехов народу Израиля.

Но Ковчег Завета таинственно исчезает из Храма незадолго до его разрушения вавилонянами в 586 году до н. э. Во втором Иерусалимском Храме, построенном по возвращению иудеев из вавилонского плена, Святая Святых было пустым помещением. Ковчега в нем уже не было, но обычай не входить в туда никому, кроме первосвященника, сохранился на века.

Поскольку Дева Мария с легкостью входит в Святая Святых, то, по мнению христианских богословов, Она и есть “живое воплощение” Ковчега, несущее в Себе будущий Новый Завет Всевышнего с христианской Церковью.

В Иерусалимском Храме, где прошли детские годы Девы Марии, помимо рукоделия и прочих женских работ, послушницы глубоко изучали Тору – Пятикнижие Моисеево. Юная Мария глубоко прониклась пониманием законов, данных Всевышним народу Израиля через пророка Моисея. Один из законов гласил (Чис. 30:4,5):

Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится…

Библия повествует, что обет служения Господу давали во все времена, и не только мужчины, но и женщины, в особенности молодые девушки. И даже простое молчание отца девушки воспринималось как согласие, в то время как Иоаким и Анна еще до рождения Дочери поклялись посвятить Ее служению Богу. В Законе также говорилось (Чис. 30:7,8):

“Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся…”

Однако, в правах мужа было запретить жене соблюдать обет целомудрия. И в таком случае, как говорит Библия, Господь простит ей.

Мария была готова принять любое решение своего будущего мужа. Оставаться в Храме взрослая (по тем временам) девушка уже не могла.. В “Протоевангелии от Иакова” говорится, что храмовые жрецы позаботились о замужестве своей воспитанницы: их выбор пал на плотника Иосифа, который в это время выполнял ремонтные работы в Храме.

Помолвка и обручение состоялись. “Протоевангелие” повествует, что Иосиф вначале был против, но под нажимом храмовых жрецов разрешил будущей жене соблюдать данный Богу обет супружеского воздержания.

Здесь следует сделать небольшое историческое отступление. Иосиф Флавий (не путать с Иосифом-обручником!) рассказывая о главных религиозных течениях времен Ирода Великого, перечисляет три ведущие партии: саддукеи (храмовое духовенство и знать), фарисеи (ученые толкователи Закона, “отделившиеся” от книжников-саддукеев) и ессеи (особая секта, отошедшая от главного течения в иудаизме того периода). В обычаях ессеев часто можно было видеть обет безбрачия.

Известен рассказ Флавия о двух годах, которые он провел в качестве послушника среди мужской общины ессеев, предположительно в их монастыре в пустыне Мертвого моря. Но ессеи жили не только в монастырях. Ирод Великий благосклонно относился к членам этой религиозной группы, поэтому историки предполагают, что в Иерусалиме были целые кварталы, где жили ессеи, и вокруг города также располагались их поселки и жилища. Местечко Вифезда, где жили родители Марии, судя по его названию, было заселено ессеями.

Священники-саддукеи не могли выбрать жениха для Марии в среде фарисеев, хотя нашлось немало претендентов и среди них. Жрецы понимали, что фарисеи, в первую очередь, будут стремиться к выполнению своей любимой заповеди “Плодитесь и размножайтесь”. И несмотря на то, что на смотрины Девы Марии собралось множество вдовцов из фарисеев, выбор храмовых жрецов пал на Иосифа. Скорее всего, он был выходцем из Назарета, где проживала небольшая ессейская община.

Ессею Иосифу, многодетному вдовцу уже в преклонных летах легче было отказаться от брачных отношений, чем его “соперникам”-фарисеям. Женихов для Марии из числа саддукев вряд ли нашлось – это была верхушка, “сливки общества”, которым бедная сирота, воспитанница Храма явно не годилась в родню. По традиции между обручением и свадьбой должно было пройти несколько месяцев. Мария переселяется в дом своего будущего мужа, а Иосиф уходит из Иерусалима на заработки.