Рассказ об этом чуде начинается словами евангелиста Иоанна: “Натретий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак” (Иоанн 2:1,2).
Суть истории сводится к простой ситуации: устроители свадьбы пожалели денег на вино, и его не хватило до конца пиршества. Тогда Матерь Иисуса обращается к Сыну с намеком, мол, “вина у них нет”. Иисус раздражен и говорит Ей: “что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой” (Иоанн 2:4). Но Мать настояла, и Иисус повелел залить водой “шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры” (Иоанн 2:6).
И тут произошло чудо: вода в сосудах превратилась в отличное вино, что вызвало недоумение у гостей, пожуривших устроителей свадьбы за то, что хорошее вино приберегли на конец пиршества, а не подали в начале, как это было принято в те времена.
В храмах Кфар-Каны (так сегодня называется этот арабский поселок) вам покажут огромные каменные сосуды-”водоносы”, найденный на территории поселка и хранящиеся в криптах церквей. Правда, попасть в православный храм непросто: большую часть времени он закрыт, и туристы могут посетить лишь расположенную неподалеку католическую церковь, где тоже можно увидеть остатки древних сосудов.
“Водоносы” – это наиболее интересный объект, на который стоит обратить внимание. Ведь не зря же говорит о них Иоанн, что они стояли тут “пообычаю очищения иудейского”. Что имел ввиду автор Четвертого Евангелия?
Буквально через несколько строк после рассказа о чуде в Кане мы читаем: “Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим” (Иоанн 2:13).
Так вот для чего понадобились эти огромные каменные сосуды! У иудеев перед праздником Песах издревле существовал обычай – очищать жилища и всю домашнюю утварь от “квасного”, то есть от остатков дрожжевого теста. А каменная посуда в те времена считалась самой “кошерной”. Существовали даже специальные мастерские, где иудеи с помощью примитивных станков вытачивали в камнях отверстия, и изготовляли из этих камней “пасхальные” чаши и блюда. На фото вы видите такие каменные сосуды в музее крепости Масада. Ими пользовались во время седера – иудейской пасхальной трапезы. Так что “водоносы” во дворе дома, где проходила свадьба, были поставлены совсем для другой цели. Их наполняли водой из источника, которую потом использовали для очищения иудейского – ритуального омовения рук перед едой.
Так почему же Иисус решил использовать именно эти сосуды, а не обычные глиняные кувшины, в которых хранили вино?
Вернемся к строке из Евангелия: “Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его” (Иоанн 2:11). Не слишком ли “дешевым трюком” было это чудо в Кане, чтобы положить начало истинным “чудесам”, о которых пишет Иоанн? Скорее всего, что у Иисуса были гораздо более глубокие причины не желать до времени явиться Славе Его. Но раз так уж вышло, и он уступил просьбам Матери, то по Его замыслу в этом чуде должно было проявиться нечто, куда более серьезное, чем простой “фокус” с вином.
О чем должна была напомнить жителям Каны в канун Песаха красная жидкость в сосудах? Какие ассоциации могли возникнуть у них? Ведь готовясь к этому великому празднику, евреи читали в синагогах те главы Торы, где рассказывалось об исходе сынов Израиля из Египта, и о “казнях Египетских”.
Откроем Книгу Исход, глава 7-я, 19-й стих: “И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах”.
Не кровь ли в “каменных сосудах” должно было напомнить жителям Каны красное вино в “каменных водоносах”? Не в этом ли заключался замысел Иисуса явить ученикам “Славу Свою”?