“Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Симон же Петр, отвечая, сказал: “Ты – Христос, Сын Бога Живаго”. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос”
(Матфей 16:13,14,16,20).
После смерти Ирода Великого в 4-м году до нашей эры, территория его царства была разделена на четыре части. Три из них получили в наследство сыновья Ирода: Иудея досталась Архелаю, в Галилее правил Ирод Антипа, а северные районы бывшей монархии Ирода Великого достались Ироду Филиппу. Фамильное имя Ирод (ивр. – Хордос) носили и его сыновья, а потом и внуки.
Филипп, в отличие от своего сводного брата Антипы (того самого, что приказал казнить Иоанна Крестителя), обладал кротким нравом и спокойно правил в своей тетрархии. Он обустроил города Сепфорис (Циппори) и Вифсаиду и построил новые – Юлиаду и Кейсарию.
Сегодня можно увидеть археологические раскопки на месте этих древних городов. Поэтому, мы отправимся в путешествие в национальный парк Баниас, рядом с которым найдены остатки Кейсарии Филипповой, о которой писали Матфей (16:13) и Марк (8:27).
Так почему же Иисус запретил ученикам говорить, что “Он есть Иисус Христос”? Дело в том, что в области, где правил Ирод Филипп, находился небольшой городок Гамла. Он известен в истории как место, где зародилось движение зелотов (зилотов) – “ревнителей веры”. Еще во времена правления Ирода Великого в Гамле вспыхнули волнения, организатором которых был некий Иезекия (ивр.- Хизкия), отец будущего мятежника, известного как Иуда Галилеянин. Иезекию казнили, но сын его впоследствии
“… увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались”
(Деяния 5:37).
Это произошло в шестом году нашей эры, почти за 20 лет до прихода в эти края Иисуса. Восстание Иуды Галилеянина (у И. Флавия – Гавлонита, т.е. уроженца Гамлы) и его сподвижника фарисея Саддока, надолго осталось в памяти жителей этих мест. А Иисус с апостолами как раз и находились неподалеку от Гамлы. И в числе Его учеников был Симон, “прозванный зилотом” (Лука 6:15). Как знать, может быть именно этот ученик первым предостерег Иисуса от грозящей им всем опасности.
Чего же добивались зелоты? Прозванные “ревнителями веры”, они желали одного – освобождения страны Израиля от римской оккупации.
Сегодня их назвали бы радикалами или религиозными фанатиками. После казни Иуды Галилеянина и Саддока зелотам был нужен харизматический лидер, способный возглавить новое восстание. А такой лидер, как Мессия-Христос, нужен был им вдвойне. Но не самих зелотов должен был опасаться Иисус. Когда они пришли, чтобы нечаянно взять его и сделать царем, он попросту удалился от них. Но когда пришли “некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя” (Лука 13:31), эта угроза звучала гораздо серьезнее. Ведь кто, как не Ирод Антипа, правитель Галилеи во времена восстания Иуды и Саддока, более других опасался новых беспорядков в своей провинции!
Так что призыв Иисуса к ученикам “держать язык за зубами” имел на то весьма веские причины…