
Исследованием истории и археологии Иерусалима времен Иисуса посвящено огромное количество работ. Эта тема всегда интересовала библейских исследователей, среди которых были как христианские священнослужители, так и вполне “светские” ученые. Исследования эти продолжаются и по сей день.
И они еще очень далеки от полноты. Приходится признать, что мы еще очень мало знаем о Иерусалиме того периода, когда в него пришло учение, ставшее впоследствии основой культуры для всей европейской цивилизации.
И тем не менее, многие открытия библейских археологов в последние несколько десятилетий существенным образом изменили наши представления о местах, где происходили события последних дней пребывания Иисуса в Иерусалиме.

1. Елеонская гора
Это место почитается христианами в связи с двумя важными евангельскими историями: отсюда начинается торжественный въезд Иисуса в Иерусалим, и здесь же, по преданию, Он вознесся на небо.Горный кряж в восточной части Иерусалима, в который входит холм, известный как Елеонская, или Масличная гора, является естественным водоразделом между приморской низменностью на западе и Иудейской пустыней на востоке. Самая высокая его точка находится примерно на высоте 800 метров над уровнем моря. Отсюда открывается прекрасный вид с одной стороны на Иерусалим, а с другой – на холмы Иудейской пустыни и Мертвое море. Иудейская пустыня и дорога, поднимающаяся от долины Иордана в Иерусалим во все века были местом, откуда шли в Иерусалим многочисленные паломники.
Холмы пустыни служили укрытием для жителей города во времена нашествий неприятельских войск.
В начале 1-го века нашей эры на территории Елеонской горы существовало одно или два небольших поселения, жители которых занимались разведением олив и производством оливкового масла. Склоны горы, обращенные на запад, к Иерусалиму, были покрыты садами масличных деревьев. В мягких известняках, слагавших горный кряж, находилось большое количество естественных пещер, которые, при наличии источников пресной воды, могли использоваться как маслодельные цеха, которые местные жители называли “Гат шеманим”. Один из таких цехов-поселков известен в христианской традиции под искаженным греческим названием Гефсимания.
Рядом с такими поселками раскидывали свои шатры паломники, прибывавших в дни праздненств целыми семьями в Иерусалим на торжественные богослужения в Храме. Апостольская община, пришедшая месте с Учителем в Иерусалим из Заиорданья, вполне могла расположиться лагерем в окрестностях Елеонской горы. Сам же Иисус, согласно Евангелиям, останавливался в доме Лазаря, Марфы и Марии, в поселке Вифания (“Бет Ани” – дом бедняков) , расположенном в нескольких километрах к юго востоку от Гефсимании.

Отсюда, из этих мест и начинается торжественный въезд Иисуса в Иерусалим в первый день Страстной Недели. Поселок Виффагия (“Бет Паги” – дом смокв) является местом, где Иисус садится на ослика и под восторженные крики толпы: “Осанна!” (“Хошиа на!” – “Спаси, Господи!”) въезжает в Иерусалим.
Мы еще вернемся на Елеонскую гору в связи с событиями, известными как Вознесение. А пока – отправимся вслед за ликующей толпой, сопровождавшей Иисуса на пути к городским воротам. И здесь нас будет интересовать вопрос: к каким именно?
2. Въезд в Иерусалим
Христианские богословы, желая освятить въезд Иисуса в Иерусалим и связать его с библейскими пророчествами о приходе Мессии, говорят, что Он торжественно въехал на ослике прямо в иерусалимский Храм. Сами Евангелия и историческая реальность опровергают эти домыслы. Иисус не мог въехать в Храм на осле, это противоречило всем правилам и обычаям того времени. Скорее всего, въезд в Иерусалим состоялся через ворота Нижнего города, располагавшиеся поблизости от Силоамского бассейна.

Так выглядит сегодня тот участок древнего Иерусалима, где находились ворота, ведущие к Силоамскому бассейну. Верхняя часть территории отведена под национальный археологический заповедник “Город Давида”. Остальная территория застроена арабскими домами. Улица, проходящая по дну Кедронского оврага, была когда-то дорогой, по которой паломники спускались с Елеонской горы в город. С обеих сторон от угла были ворота, называемые “Мусорными”, через них вывозили в овраг городской мусор, и “Фонтановые”, через которые, скорее всего Иисус и въехал в Иерусалим.
Евангелия говорят о “множестве народа”, которые следовали за Иисусом во время Его въезда в Иерусалим. Можно себе представить дорогу, по которой движутся в город сотни, а то и тысячи людей, чтобы совершить омовение и подняться в Храм. Среди этих толп – горстка учеников во главе с Иисусом, едущим на ослике. Вряд ли это могло привлечь внимание храмовой стражи и римских легионеров, следивших за порядком в городе накануне Пасхи (Песаха).
Однако последующие за въездом события уже не могли остаться незамеченными властями: Иисус учиняет расправу над торговцами и менялами на площади перед Храмом. Это еще более укрепило простых людей в мысли, что перед ними тот самый Мессия, Христос, Царь Иудейский, которого так давно ждал народ Израиля, чтобы расправиться с ненавистными угнетателями-римлянами, правившими в Иудее, а также местными богачами и духовенством.

Раскопки городской улицы, проходившей вдоль храмовой стены. К улице примыкала площадь, где располагались торговые ряды. Остатки этих построек хорошо видны в левой части фото.
Именно здесь, а не на территории самого Храма, сидели торговцы голубями и мелким скотом, и менялы, обменивавшие по “грабительскому курсу” римские монеты с изображением Цезаря на храмовые деньги. Иисус изгоняет их с этого места со словами: “дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.” (Мат 21:13).
3. Чудеса исцелений
В Иерусалиме во времена Иисуса было несколько больших городских бассейнов, о которых мы уже писали в Главе 2. Два из них использовались паломниками для ритуальных омовений: это бассейн Вифезда в северной части города, в районе современных Львиных ворот, и Силоамский бассейн на юге. Естественно предположить, что Иисус не случайно избрал оба этих места для исцелений, поскольку в дни празднеств там собирались сотни паломников. Кроме того, бассейн Вифезда славился своими целебными водами.
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин 5:2-4)
Народная молва приписывала чудесные исцеления в Вифезде “ангелу господню”, но, скорее всего, что ангел этот покинул город после разрушения иерусалимского Храма, а лечебные свойства вод Вифезды продолжали существовать и во времена византийского правления. И византийские летописцы отмечали, что воды эти имели красноватый оттенок.
Археологи обнаружили, что бассейны Вифезды сообщались между собой с помощью системы туннелей и шлюзов, прорубленных в скале. В расселинах скалы были найдены вкрапления краснозема, который попадая в воду, придавал ей красноватый оттенок.
Бассейны во времена Иисуса использовались, в основном, для ритуальных омовений, и это требовало периодического обновления воды в купальне. В те времена шлюзы закрывались большими каменными затычками, которые двигали с помощью специальных приспособлений. Когда шлюз открывали, чтобы наполнить купальню свежей водой, она, прорываясь через узкое отверстие, бурлила и пенилась. Именно в этот момент, как считалось, и нужно было войти в купальню, чтобы исцелиться.

4. Иисус в Храме
В Евангелиях неоднократно говорится о проповедях Иисуса в Храме и о его спорах со служителями Закона. Где же именно в Храме мог бывать Иисус? Территория Храма была разделена на несколько зон, и для различных групп населения существовали строгие ограничения доступа к каждой из них. Сама площадка, именуемая сегодня Храмовой горой, была открыта для посещений всем желающим. Но в сам храмовый комплекс, в его первый внутренний двор, называемый “женским” доступ неевреям был запрещен под страхом смерти. Пройти внутрь следующего храмового двора, где находился главный жертвенник, имели право только мужчины-иудеи, прошедшие ритуальное очищение. Следовательно, Иисус и Его ученики могли присутствовать там при храмовых жертвоприношениях и видеть издали внутреннее убранство Храма.

… И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? (Мк 11:27,28)
Внутри “женского двора”, в одной из пристроек, находилась касса для пожертвований, которые приносили паломники. Здесь Иисус наблюдал за вдовой, принесшей в Храм две лепты (самая мелкая монета тех времен).
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. (Мк 12:41-44)
Во внешнем дворе храмового комплекса, называемом “двором язычников”, Иисус спасает согрешившую женщину от побиения ее камнями.

5. Тайная Вечеря
У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь.
Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками? Евангелист Лука пишет:
Он сказал им [ученикам]: “Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он”. (Лк 22:10)
Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятам подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.
Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, по-видимому, там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.
Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи – представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма. Ессеи были наиболее близки по своим религиозным воззрениям к учению Иисуса, и именно в их среде находилось больше всего людей, сочувствующих и поддерживающих Христа.
Есть еще одна существенная деталь, на которую обращает внимание Баргил Пикснер: мужчины в те времена за водой не ходили, этим занимались женщины. Значит, в доме, где проходила Тайная Вечеря не было женщин! Такое могло произойти только в среде ессеев, которые давали обет безбрачия.


Ворота, ведущие в квартал, где жили ессеи, находились рядом с акведуком. И назывались они в то время “воротами ессеев”. Их упоминает в своей книге Иосиф Флавий.
Еще одна существенная деталь указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов.
Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. (Деян 2:29)
Слово “гроб” не должно смущать нас. Более понятным было бы употребление слова “могила” или “гробница”. И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. Если верить Петру, то место последней трапезы Иисуса с апостолами находилось рядом с ним. Иосиф Флавий пишет, что могила царя Давида и его сына Соломона действительно существовала в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э.

Богатый испанский еврей из города Туделы по имени Биньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.
Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором – выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден “Приората Сиона” (тот самый, о котором написано у Дэна Брауна в “Коде Да Винчи”) был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.
Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у “Рогов Хиттина”, они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину (Саладину). Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, в прошлом – коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.
Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили, как это было принято во все времена в изгнании, заняться устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть “пониже рангом”, но тоже “неплохую”. С той поры на Сионской горе на этом месте евреи возносят молитвы Предвечному.Но в 14-м веке мусульмане решают продать это место францисканцам, а те пытаются изгнать оттуда евреев. Тяжба и споры длятся почти два столетия, пока Иерусалим не завоевали турки.
Жалобы евреев и протесты францисканских монахов турки решили по-своему. Они “постановили”, что Давид – это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили евреев права поклоняться праху великого царя, а заодно отобрали у францисканцев “Горницу Тайной Вечери”, которую перестроили под мечеть. Остатки мусульманских построек (михраб, витражи, настенные надписи и др.) до сих пор сохранились.
Статус-кво был восстановлен только в 1948 году, с образованием государства Израиль. Здание перешло в собственность государства, верхнюю залу открыли для посещения всеми христианскими конфессиями, а внизу, на месте, где когда-то крестоносцы установили каменный саркофаг – “могилу” царя Давида – вновь открылась синагога.Насколько место сегодняшней “Горницы Тайной Вечери” соответствует евангельскому повествованию – сказать трудно. Если принять, что могила царя Давида действительно находилась в древности в этой части города, то можно представить, что где-то поблизости, глубоко под землей покоятся остатки дома, в котором Иисус и апостолы собрались в последнюю ночь перед арестом Учителя. Во всяком случае, именно сюда ее поместил профессор Михаэль Ави-Йона на знаменитом макете иродианского Иерусалима.
Как могло случиться, что вопреки иудейской традиции, могила оказалась в центре жилых кварталов города? Ведь во все времена евреи хоронили умерших за пределами городской черты?
Дело в том, что во времена Давида и Соломона на месте, известном сегодня как Сионская гора, никаких построек не было. А вершина высокого холма, возвышавшегося с запада над древним Иерусалимом, как нельзя лучше подходила для захоронения останков великого царя. Во времена войн северного Израильского царства с ассирийцами в 8 веке до н.э., многие богатые граждане бежали в Иерусалим. Они начали строить свои дома вблизи этого холма. Так появился район, названный в древности Верхним городом, на окраине которого и оказался мавзолей царя Давида.

Отличная экскурсия. Интересно и познавательно…развеяны несколько мифов)))