Эта небольшая церковь, принадлежащая греко-католической общине Назарета, как правило, редко посещается туристами. Хотя и расположена она всего в пяти минутах ходьбы от главного храма города – Базилики Благовещения. Довольно скромное внутреннее убранство церкви как бы призвано напомнить верующим о событиях достаточно грустных, если не сказать – драматических. Именно с этого места и началось то, что впоследствии богословы назовут “галилейским кризисом” Иисуса. Евангелист Иоанн (1:11) описал событие, произошедшее в назаретской синагоге, в короткой фразе: “Пришел к своим, и свои Его не приняли”.
Синагога в те времена была местом, куда народ приходил слушать “Слово Божье”. История публичных чтений Торы началась со времени возвращения иудеев из Вавилонского плена в 6 веке до нашей эры. Об этом пишет в своей книге пророк Неемия (8:2-3): “И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона”.
Но далеко не всем были понятны строки из “книги закона”. Учителям Закона приходилось разъяснять народу те или иные заповеди, содержащиеся в Торе. И тогда священники-левиты “… поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное” (Неемия 8:7,8).
Традиция публичных чтений и толкований Закона Божьего существовала в Иудее и во времена Иисуса. Эти чтения проводились в синагогах (синагоге́ – греч. собрание), как правило, по субботам, когда народ отдыхал от работы.
Иисус “пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать” (Лука 4:16).
Мы не знаем, какую из недельных глав Торы читал Спаситель в назаретской синагоге, зато хорошо известна Его Гафтара – отрывок из Пророков, которым обычно сопровождалось публичное чтение Закона:
“Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него” (Лука 4:17-20).
И тут произошло неожиданное: жители Назарета стали требовать от Него чудес! Не удовлетворившись Его объяснением, что Бог не творит чудес “на заказ”, разъяренные жители повели Его на вершину горы, чтобы столкнуть в пропасть и побить камнями. Но их самосуд не удался: “Он, пройдя посреди них, удалился” (Лука 4:30).
Так печально закончилось последнее посещение Иисусом Назарета, города, где прошли Его детские и юношеские годы. Ибо, как сказал Он им на прощание: “…никакой пророк не принимается в своем отечестве” (Лука 4:24).