Вифлеем. Храм Рождества Христова

Как и большинство библейских имен, взятых из греческого текста, слово “Вифлеем” в оригинале звучит иначе – “Бейт-Лехем”. В переводе оно означает “Дом хлеба”. Именно там, в “Доме хлеба” надлежало родиться Тому, Кто скажет впоследствии о себе: “Я есмь хлеб жизни.” (Иоанн 6:48).

Пророк Михей (ивр. Миха), живший в 8 веке до нашей эры, предрекал рождение Мессии именно там, в Вифлееме: “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” (Мих. 5:2).

Почему Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, остается до сих пор предметом богословских споров. Евангелист Лука пишет, что император Август повелел произвести во всех провинциях римской империи перепись населения, и все жители Иудеи должны были прийти для этого “каждый в свой город”. “Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова…” (Лука 2:4).

Мы не имеем точных свидетельств о том, как и когда проходила эта перепись, поэтому остается только принять как факт, что именно там, в Вифлееме, произошло событие, известное всему миру как Рождество Христово. Скорее всего, Иисус родился не 25 декабря, как это принято отмечать в христианской традиции, а раньше, сразу после праздника Кущей (Суккот). Так считают сегодня большинство богословов и историков. И подтверждение этому – климат Земли Израиля.

Дело в том, что в конце декабря в Иерусалиме и Вифлееме, который находится от него на расстоянии 15 километров, уже достаточно холодно и дождливо. Иосиф не стал бы отправляться в дальнее путешествие из Назарета в Вифлеем с беременной женой. Это бы значило подвергнуть Ее здоровье и жизнь будущего Младенца реальной угрозе. Простуда или даже воспаление легких им были бы обеспечены. Да и дороги из-за дождей в те времена становились абсолютно непригодными для путешествий.

Есть еще одно место у Луки, которое служит косвенным подтверждением сказанного: “и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице” (Лука 2:7).

О какой гостинице идет здесь речь?

Доктор богословия, пастор А.Болотников указывает на то, что в Вифлееме в то время не могло быть никаких “гостиниц”. Этот город не посещали паломники, и постоялые дворы там были никому не нужны. А вот между Вифлеемом и Иерусалимом, гораздо ближе к иерусалимскому Храму, куда шли паломники, действительно должен был находиться постоялый двор. И в дни окончания праздника Кущей там вполне могло и не оказаться свободных мест. По предположению А.Болотникова, Иосиф с Марией отправляются в Вифлеем из Иерусалима, куда они прибыли на храмовые торжества, но по дороге у Нее начались схватки. Не успев дойти до Вифлеема, где у Иосифа жили родственники, “потому что он был из дома и рода Давидова”, Иосиф находит одну из пещер, где Марии предстоит родить Сына.

Что это была за пещера, которую переводчики Евангелия называют “ясли”? Оговоримся сразу, что никакой связи с яслями – кормушкой для скота здесь нет. И все изображения осликов, верблюдов и коров на рождественских открытках не имеют никакого отношения к реальной картине событий, произошедших в Иудее две тысячи лет назад.

Вифлеем во времена царствования Ирода Великого был городом, в котором жили левиты – каста храмовых служителей, выполнявших все работы, связанные с ритуалом жертвоприношений. В их обязанности входило так же поставлять в Храм агнцев (ягнят) для утреннего и вечернего жертвоприношений, как это было установлено Всевышним для народа Израиля еще во времена пророка Моисея.

Вокруг Вифлеема располагались пастбища, где пастухи под надзором левитов пасли стада овец. Когда овца рожала ягненка, ее помещали в специальную пещеру, которых было множество в окрестностях пастбищ. Там овцы вскармливали ягнят, пока на восьмой день их не отнимали у матерей и не передавали в Храм для жертвы. Пещеры эти содержались левитами в чистоте и порядке, чтобы нежные агнцы были доставлены в Храм без каких-либо изъянов.

Вот в такой пещере и родился Тот, кого Иоанн Креститель назвал “Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира” (Иоанн 1:29).

В 326 году Византия строит на месте пещеры, где по преданию родился Иисус, церковь, которая после ее разрушения самаритянами в 529 году была значительно расширена и перестроена императором Юстинианом. До наших дней сохранилась постройка периода крестоносцев (12 век), которая известна христианам всего мира как Храм Рождества. Внутри храма сохранилась колоннада и мозаичный пол византийского периода.

Главная святыня Храма – “Вифлеемская звезда”, обрамляющая отверстие в полу над пещерой, где родился Спаситель мира. Туда, по преданию, упала “звезда, которую видели они [волхвы] на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец” (Матфей 2:9).

В одном из пределов Храма, принадлежащем православной церкви, находится знаменитая, где на лице Пречистой Девы застыла легкая улыбка.

Вифлеемская икона Божьей Матери

В католической части находится могила св. Иеронима, который провел много лет в одной из пещер под базиликой Храма. Он известен всему миру как автор “Вульгаты” – переводов текстов Ветхого и Нового заветов с греческого на латынь.