Францисканский монастырь “Иоанн в пустыне”

К западу от Иерусалима, неподалеку от корпусов больницы Адасса в Эйн-Кареме, расположен небольшой поселок Эвен-Сапир. Его название переводится как “камень сапфир” – один из 12-ти камней в нагруднике первосвященника в иудейском Храме.

Если проехать через территорию поселка, то проселочная дорога выведет вас к одному из красивейших мест в окрестностях Иерусалима– францисканскому монастырю “Иоанна в пустыне”. Этот монастырь расположен над пещерой, где, по преданию, святая Елисавета прятала младенца Иоанна от воинов царя Ирода, который “послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов” (Матфей 2:16).

Мог ли царь Ирод отдать такой приказ? Можно ли верить его биографам, и в первую очередь, Иосифу Флавию, который ни словом не упоминает об этом страшном событии?

Фреска в пещере монастыря “Иоанн в пустыне”

Начнем с того, что Ирод за время своего 37-летнего правления отдавал приказы и похуже. В разгар своего царствования он истребил всех своих родственников из династии царей Хасмонеев: первосвященника Аристобула, Гиркана II и его внучку, свою жену Мариамну, а также и сыновей от нее Александра и Аристобула. После чего он приказал умертвить ее мать, свою тещу Александру. Будучи уже смертельно больным, Ирод велел казнить своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены, которого обвинили в заговоре против царя. Узнав об этом, кесарь Август произнес: “Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!”.

Так стоит ли удивляться, что приказ об “избиении младенцев” вполне мог исходить от этого деспота. Что же касается историка Флавия, то его книги “Иудейские древности” и “Иудейская война” были написаны, в первую очередь, для римлян, которых раздражало всякое упоминание о христианах и связанных с ними историях.

Что же побудило Ирода пойти на столь жестокие меры?

Вот о чем повествует Евангелие от Матфея (2:1-4):
“Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?”

Мы уже говорили о том, что дата Рождества Иисуса, по мнению большинства современных богословов – это не конец декабря, а сентябрь или октябрь, в дни окончания праздника Кущей (Суккот). В это время в синагогах Иудеи читали вторую главу Торы, в которой рассказывается o рождении патриарха Авраама.

В дополнение к тексту Торы, раввины рассказывали народу Израиля устное предание о звезде, которая появилась на небе в момент его рождения. Жрецы вавилонского царя Нимрода увидели, как очень большая звезда поглотила остальные звезды с неба. Они пришли к Нимроду и сказали ему: “Не иначе, как родившийся у Фарры мальчик вырастет, и расплодится, и возвеличится, и унаследует всю землю”. И тогда Нимрод решил убить новорожденного. Но Фарра успел спрятать младенца Авраама с матерью в пещере.

Так вот почему “Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним”! У Ирода были на то свои, довольно веские причины: “родившийся Царь Иудейский” представлял прямую угрозу ему самому и его наследникам, которых он решил оставить в живых. Ведь известно, что он завещал главный свой престол сыну Архелаю и разделил часть территории Иудеи между двумя другими сыновьями, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Так что, посещение волхвов, да еще с Востока, с тех мест, где родился Авраам, вкупе со звездой могло довести смертельного больного деспота до любого, самого безумного приказа …

Ну а “первосвященники и книжники”, что они могли сказать царю, чем развеять его тревогу?

“Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка…” (Матфей 2:5).

Здесь имеется в виду известное пророчество Михея (5:2), где говорится о том, что в Вифлееме родится “Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных”.

Так что церковное предание о пещере в местечке Эвен-Сапир, которое расположено к северо-западу от Вифлеема на расстоянии около 15 километров, вполне могло оказаться в “пределах Вифлеемских”, куда и направились слуги Ирода, чтобы найти и умертвить двоюродного брата Иисуса Христа – Иоанна Предтечу.