Река Иордан – место Крещения Иисуса

Великий библейский пророк Исайя, живший в 8 веке до нашей эры, записал в своей книге (40:3) пророчество, которому суждено было сбыться только через 800 лет: “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему…”.

О том, как сбылось это пророчество, нам рассказывает св. Матфей в 3-й главе своего Евангелия. О том же повествуют и два других евангелиста, Марк (1:3-11) и Лука (3:2-22).

В их рассказах есть интересная подробность: Иоанн, пророчествуя о скором приходе Мессии-Христа, называет пришедших к нему иудеев “порождениями ехидниными” (ехидна в греческой мифологии – змея, гадюка). При этом он добавляет “странную” фразу: “Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму”.

Чтобы понять смысл пророческих речей Иоанна, нужно вникнуть в тот историко-религиозный контекст, в котором эти слова были произнесены.

В начале первого века нашей эры, после неудавшегося правления Архелая, наследника Ирода Великого, в Иудее установилась власть римских наместников. Эта власть, как и все предшествующие ей чужеземные правители, угнетала народ не только тяжелыми поборами, но и не давала полной религиозной свободы иудеям, вмешивалась в храмовое богослужение и обряды. В это время, как никогда ранее, в народе укрепляется вера в скорое пришествие Мессии – царя-освободителя, который избавит народ от ненавистного гнета римлян.

Вот тогда-то и появляется на берегах Иордана пророк, который “носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед” (Марк 1:6). Пророк этот проповедует скорое пришествие Царства Небесного. Чтобы войти в это Царство, каждый должен исповедаться в своих грехах, а также очистить тело путем полного погружения в воды Иордана.

Надо сказать, что обычай омовения или погружения, который в русском переводе не совсем точно назван “крещением”, существовал в Иудее еще со времени пророка Моисея. Он претерпел за всю историю еврейского народа ряд чисто внешних изменений, но суть его оставалась одна: это было

очищение тела от так называемой “ритуальной нечистоты” (Левит, 15). Ко времени проповеди Иоанна и Иисуса, в Иудее существовали специальные ритуальные купели-микве, в которых происходило такое омовение. Они находились практически в каждом доме. Но запасов чистой воды в том же Иерусалиме было не так уж много. И вода в таких купелях зачастую было далеко не “первой свежести”. А единственным близким к Иерусалиму пресным водоемом была река Иордан. Видимо поэтому Иоанн и избрал Иордан местом своего служения.

Ну а жители Иерусалима? Как повествует Матфей (3:5-6), “Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои”.

Однако, среди них были не только простые люди. Религиозная знать – саддукеи и ученые раввины-фарисеи также пришли полюбопытствовать, что это за новый пророк объявился в Иудее? Вот к ним-то и относилось это негодование Иоанна – “порождения ехиднины”. За что такая немилость?

Иоанн прекрасно знал Священное Писание и Закон, данный Богом народу Израиля через Моисея. Знал он и устную традицию, носителями которой были фарисейские учителя. Сегодня эта традиция записана в Мишне и Талмуде– книгах, которые как бы поясняют данные евреям законы Всевышнего. И один из разделов Мишны рассказывает о том, что еврею незачем заботиться о покаянии и искуплении грехов. За него это сделал праотец Авраам, который, якобы, праведностью своей заслужил для сынов Израиля прощение во всех их будущих поколениях.

Но Иоанну было известно и другое учение. Многие богословы считают, что он воспитывался в среде ессеев, живших неподалеку от места Крещения в местечке Кумран. Одним из краеугольных камней этого учения было деление всех людей на “Сынов Света” и “Сынов Тьмы”. Кроме того, ессейская секта состояла из евреев, то есть потомков Авраама. Так что фраза Иоанна о том, что “Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму” имела вполне конкретный смысл. Он требовал от фарисеев и саддукеев того же, чего он требовал от всех остальных – “сотворить достойный плод покаяния”! И только те, кто “сотворил этот плод”, кто прошел через очищение души и тела, будут достойны встретиться с новым Учителем, который “будет крестить Духом Святым и огнем”.